Содержание

Как хоронить выкидышей

Хоронить как ребенка, или выкинуть как био-отходы?

Буквально недавно с мамой смотрели передачу, где женщина нашла своего ребенка-отказника спустя 30 лет. Уверяет, что ей сказали, что ребенок умер и продиктовали как написать заявление, в котором фигурировал отказ от ребенка (не указывалось, что мертвого). С моей мамой у меня возник спор: ее позиция – женщина обманывает, моя позиция – в то время детей мертворожденных на руки в советских больницах не давали на руки.

Мои споры просто раздражением никогда не заканчиваются. Я иду и изучаю тему. И таки да, нахожу подтверждение своим словам. Однако, ошиблась я все таки. В пост советском пространстве и сегодня детей хоронят как биомусор.

В процессе своего расследования нашла очень тревожную новостную передачу, где рассказывалась история умершего младенца, тело которого при эксгумации по требованию родителей так и не нашли. Оказалось что в род-доме небольшого города работала схема по передаче материалов мертворожденных детей зарубежным лабораториям. Следствие идет уже многие годы.

Но это еще не все. Наша пост советская медицина по прежнему отказывает признавать ребенка человеком по международным стандартам, хотя по этому вопросу уже давно приняты все необходимые законы, чтобы соответствовать букве международных стандартов права. Так вот.. я нашла еще более ужасающую меня статью, которая указывает мне на то, что женщины, пережившие потерю ребенка не могут даже, как это принято в цивилизованном мире, пережить горе.. Делюсь этой статьей ниже, не могу не поделиться..

Оригинальное название статьи

Почему в России мертвых детей выбрасывают на помойку

(заметка.. выше описанная история в род-доме касалась Украины. Поэтому я и использовала такое словосочетание как пост советское пространство. Предполагаю что и Беларусь и Казахстан и другие страны бывшего СССР имеют к подобным историям отношение )

История с обнаруженными на Урале бочками с останками человеческих плодов высвечивает сразу несколько нерешенных проблем — и этических, и правовых. Обсуждать эту мрачную тему не очень хочется, но если ее не обсуждать, потом приходится иметь дело с выброшенными бочками мумифицированных младенческих останков.

Биологические отходы класса Б
Никакого криминала следственные органы в деле о 251 человеческом плоде, сваленном в овраг возле Невьянска, не нашли. Плоды — это не люди, юридический статус у них — как у вырезанного аппендикса. Терминология, в которой идет общественное обсуждение истории с бочками, едва ли не страшней самих бочек, набитых мертвыми человечками: «медицинский мусор», «биоматериал», «биологические отходы класса Б», а то и просто «отходы». Класс Б — это отходы опасные, потенциально инфицированные и подлежащие обязательному сожжению; регулирует этот процесс СанПиН 2.1.7.728-99 по медотходам.

Как правило, больничные отделения заключают договоры со специальными организациями, которые вывозят медицинские отходы для «обезвреживания термическим способом» и «утилизации на полигоне». Проще говоря, их сжигают на мусоросжигательных заводах и вывозят пепел на свалку. Так что с точки зрения закона под Невьянском нарушены только санитарные правила. «Российская газета» заключает текст об уральской находке так: «Специалисты считают, что в данном случае говорить об этике неправомерно, разве что об экологии и загрязнении окружающей среды».

Однако в нашем обществе довольно велика доля людей, считающих, что об этике как раз и надо говорить. Да, мы все подчиняемся закону. Закон основан на научных представлениях и считает плод человеком при рождении на определенном сроке. Закон обязателен для всех. Но с зачатия или с рождения считать человека человеком — это предмет не научного знания, а личного убеждения. Люди, убежденные, что эмбрион или плод — тоже человек, противятся абортам и полагают, что выбрасывать преждевременно умерших детей на свалку — кощунственно. И если государство не обеспечивает таким детям никакого погребения, то родителям, не желающим утилизировать их как отходы, хотя бы следовало дать право похоронить их самостоятельно. Однако сделать это легально родители чаще всего не могут.

Официально детьми не считаются
С 1 января 2012 года Россия перешла на критерии Всемирной организации здравоохранения, и теперь рожденным ребенок считается не с 28, как раньше, а с 22 недель, с весом от 500 граммов (согласно Приказу Минздравсоцразвития №1687н). После этого срока ребенок при интенсивном выхаживании может выжить вне материнского организма. Ему положено свидетельство о рождении, а если родится мертвым или умрет — то свидетельство о смерти. До этого срока и с меньшим весом — не ребенок, а плод, не рождение, а выкидыш. Эти дети считаются не людьми, а «биологическими отходами».

Их родители имеют законное право забрать их тела, но чтобы похоронить тело, нужно свидетельство о смерти. Оно нужно и для получения льгот: пособия на погребение, декретного пособия и материнского капитала — так что выписывать свидетельство для похорон плода никто не будет. В 2009 году одна мать (в судебном определении — «М.»), у которой возникли проблемы с погребением рожденного на 23-й неделе ребенка без свидетельства о смерти, даже дошла до Верховного суда, требуя пересмотреть правила выдачи этого документа. Верховный суд ей отказал (Определение от 19 ноября 2009 г. №КАС09-525): в этом случае «документом, достаточным для погребения умершего», является выписка из истории болезни. Это определение — вообще, похоже, единственный нормативный документ во всей законодательной базе страны, где упоминается документальное основание для погребения плода.

На практике все происходит примерно так. Любовь Ковалева (фамилия изменена), социальный работник, рассказывает: «В 1983 году, в Саратове, я родила долгожданного мальчика в 22 недели. Он не выжил. Мне его отдали. Мы завернули его в чистую пеленку и похоронили в могиле родственников».

Наталия Волкова, детская писательница, родила мертвых девочек-двойняшек в 2004 году на сроке 25 недель. «Я сразу сказала, что хочу похоронить детей, это для меня очень важно, — воспоминает она. — Но тут меня начали врачи отговаривать: зачем, мол, тебе на всю жизнь могилка, чтобы плакать, — забудь поскорее. Как это можно — забыть собственных детей?! Я написала заявление с просьбой выдать тела. Мне сразу сказали, что поскольку дети мои официально детьми не считаются, то и похоронить официально не получится. Никаких бумаг в роддоме не выдали, но дали телефон морга Морозовской больницы, куда отвезли девочек. Мы позвонили туда, поговорили с сотрудником, он подробно и очень доброжелательно объяснил: что привезти с собой, как хоронить, чтобы не вызывать подозрений у служащих на кладбище. Похоронили в собственноручно сколоченном ящичке, в могиле дедушки».
Казалось бы, сейчас приняты нормативы ВОЗ, по которым дети Любови, Наталии и гражданки М. уже были бы признаны людьми и похоронены по-человечески. Увы, не все так просто. Художница Елена Москаленко (фамилия изменена) дважды теряла преждевременно родившихся детей, и оба раза ей не отдали тела. Первый раз при старых нормах, второй — уже при новых, весной 2012 года. Ребенку, родившемуся на 23-й неделе в московском роддоме, записали вес 496 граммов и отказались спасать. «Я умоляла попробовать выхаживать его. Потом умоляла отдать тело. Мне сказали: у вас не ребенок, а выкидыш, это не человек, забудьте. Наверное, я должна была в ногах у них ползать, чтобы выдали похоронить, но не хватило моральных сил. Никогда себе не прощу», — говорит Елена.

Работа горя
Далеко не все родители готовы и хотят сами хоронить своих детей. Мать обычно начинает чувствовать плод как отдельное существо только на пятом месяце, когда ощущает его шевеления. Чем позже срок, тем тяжелее терять ребенка: 12 недель и 21 — огромная разница.

И утрату все переживают по-разному: одни уничтожают все, что напоминает об умершем ребенке, и стараются забыть его. А другим надо похоронить и отплакать над могилой. Врачи в российских роддомах обычно отговаривают забирать ребенка для похорон. «Мы сейчас обязаны показать женщине мертвого ребенка; для многих и это — травма, — говорит в приватной беседе врач московского роддома. — Мы не рекомендуем забирать тело для захоронения, отмечать потом третий день, девятый, сороковой. Это лишняя травма. Не надо зацикливаться на горе».

В России считается, что показывать умершего ребенка маме и тем более выдавать тело для погребения — это неоправданная жестокость. Некоторые матери сами не хотят этого. Лариса Клюева (имя и фамилия изменены), мать двоих детей, вспоминает о третьем: «Я после выкидыша на 12-й неделе вообще не думала об этом ребенке и ни за что на свете не хотела бы его видеть. Меня волновало только, будут ли у меня еще дети». Семьи стараются уберечь пережившую шок женщину от лишней боли, поэтому тела детей обычно оставляют в больнице, отказ забрать тело подписывают без матери, а если хоронят — тоже без нее. Оглушенные шоком матери ни на чем не настаивают. По свидетельству врачей, забирают своих мертворожденных детей вообще считанные единицы, а если речь идет о плодах до 22 недель — такого почти не бывает.

Камилла, психолог, работающий с утратой, рассказывает: «Я часто встречаюсь с ситуацией, когда мамы, не прошедшие через фазу похорон, не увидевшие ребенка, продолжают мыслями возвращаться к нему, думать, что он, может быть, жив. Если ребенка не держали в руках, не видели — его как будто нет, и работа горя не завершена. Но если мы даем ребенку психологическое право существовать, даем ему имя — матери может стать легче. Одна из моих клиенток не могла забыть свой выкидыш и спустя пять лет; она решила посадить дерево в память о ребенке — и только с этого момента горевание пошло своим чередом, и горе стало ее отпускать».

Читать еще:  Болит ли живот во время выкидыша

Большинство матерей, которые потеряли и не оплакали своих слишком рано умерших детей, сталкиваются с негласным общекультурным запретом на горе: нет человека — нет проблемы, о чем плакать? Забудь, нового родишь. Поговорить об ушедшем ребенке не с кем: люди боятся лишний раз ранить, не знают, что сказать, и мать остается наедине с грузом своего горя. Некоторые не выдерживают, начинают сочинять, что ребенок жив, только его продали богатым; ищут его могилу, судятся с роддомом…

Сын Вероники Верейской (имя и фамилия изменены) умер, прожив 18 часов. Матери, как водится, ребенка не показали, несмотря на ее просьбы. Она почти сразу усыновила отказника, но много месяцев пыталась узнать, что стало с телом ее сына. Сейчас, через 21 год молчания, Вероника плачет, рассказывая, как искала его: «Я больше всего боялась, что его залили формалином и показывают студентам. Через два года я нашла патологоанатома в морге, куда его отвезли, и выяснила, что его кремировали и похоронили на территории кладбища при монастыре. Но у меня нет могилы, на которую можно прийти, и я все равно вглядываюсь в лица на улицах и ищу его».

Прощание по-шведски
Многие страны позволяют скорбящим родителям считать своих детей детьми и до 22-недельного срока. Например, в Швеции (вообще известной своим спокойным, принимающим отношением к смерти) официально существуют два способа решать посмертную судьбу плода, условно их можно назвать анонимным и персональным. Анонимный способ — то же, что и в России: кремация вместе с другим «биологическим материалом». Но есть и персональный способ. В этом случае в больнице проводят маленькую церемонию, обычно при участии больничного священника (большинство шведов формально считаются протестантами). Ребенку дают имя (церемония так и называется — namngivning, имянаречение), фотографируют личико, делают отпечаток ножки и ручки на память для родителей. Видеть или не видеть плод, давать или не давать имя, нужны фотографии или нет — выбор родителей. Обычно все это бывает им нужно где-то с четвертого месяца беременности, когда ребенок обретает человеческие черты. Но бывает и так, что они просят проститься с пятисантиметровым плодом, который и в этом случае сохраняют и приносят им на салфеточке. Такую церемонию прощания иногда проводят даже после абортов, особенно тех, которые проводятся по медицинским показаниям. При клиниках работают специалисты, которые называются «кураторами»: они там именно для того, чтобы разговаривать с родителями по-человечески, информировать их о возможности выбора, устраивать церемонии, налаживать контакты со священниками (мусульмане, например, часто зовут муллу); контактировать с похоронным бюро. Впрочем, у нас к смерти относятся иначе, и шведский опыт для россиян скорее шок, чем помощь.

Так вот, об этике
Когда ищешь, как похоронить умершего кота, — все понятно: есть специальные ритуальные агентства, кота можно за отдельную плату индивидуально кремировать и получить урну с пеплом. Но когда ищешь, как похоронить ребенка, рожденного до 22 недель, находишь только СанПиНы по утилизации медотходов. Государство и само не гарантирует в этом случае достойного погребения и выбора семье не оставляет. Нет никакой легальной и понятной альтернативы больничной утилизации. А общество может помочь матери только рекомендацией «забудь».

Так всем легче: прикинуться, что этих детей совсем нет и никогда не было. Унести, спрятать, сжечь, забыть, не видеть в упор. Сделать вид, что в истории с пресловутыми бочками все упирается в вопросы санитарии. Да, но только в вопросы душевной санитарии: это прежде всего для нас, живых, психически антисанитарно выбрасывать наших мертвых на помойку, от этого происходит общая гангрена всего социума. Хотя мертвым, наверное, все равно.

Мертворожденных надо хоронить, но джаназу-намаз читать нельзя

В ДУМК вынесли фетву о погребении выкидышей, мертворожденных и младенцев, умерших во время родов.

Нужно ли хоронить выкидышей и мертворожденных и читать джаназу-намаз — этой теме посвящена фетва казахстанских улемов, которую они вынесли на одном из своих последних заседаний, сообщает Zakon.kz.

Дети – счастье для родителей, они связывают с ними все свои надежды и мечты, строят планы на будущее, видят в них смысл жизни, продолжение себя. Несмотря на бессонные ночи, хлопоты и заботы, ребенок приносит в дом ни с чем несравнимое счастье, доставляет безграничную радость, и молодые всегда с нетерпением ждут появления ребенка.

Но, к сожалению, бывает, что смерть забирает у родителей долгожданного ребенка. Это может произойти и в результате выкидыша, и во время родов, и сразу после того, как ребенок только родился. Каждый такой случай – тяжелый удар для родителей, ничем невосполнимая утрата. Боль утраты долго не проходит, и в такой ситуации лечат только время, терпение и упование на Всевышнего.

Нужно ли хоронить выкидышей и мертворожденных и читать джаназу-намаз? Этой теме посвящена фетва (фетва – решение, умозаключение ученых-исламоведов, основанное на принципах шариата), которую вынесли улемы Духовного управления мусульман Казахстана на одном из последних своих заседаний.

В утробе матери душа ребенку вдыхается через 120 дней после зачатия, формирование органов в большинстве случаев происходит уже в три месяца, в некоторых случаях это возможно на 81-й день, подчеркнули улемы и в подтверждение этому привели слова Пророка Мухаммада, мир ему: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок (жизни – Т. Н.), деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (аль-Бухари и Муслим).

Также привели высказывание из Корана: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. » (сура Ал- Хадж аят 5).

Рассмотрев с точки зрения шариата обсуждаемый вопрос и сделав соответствующие выводы, улемы приняли следующее решение:

1. Если у женщины произойдет выкидыш до 81 дня после зачатия, то есть когда у плода еще не сформированы такие конечности как руки, ноги, волосы, то нижеописанные мусульманские погребальные обряды не проводятся и мать не считается нифасом (нифас – послеродовое состояние женщины, которое заканчивается после прекращения выделений крови. Такую женщину называют нифасом. В ханафитском мазхабе, которого придерживается Казахстан, считается, что этот период составляет около 40 дней. В это время, как и во время менструального цикла, женщина освобождается от поклонения, то есть от оразы, намаза, чтения Корана – Т. Н.).

2. Если выкидыш произойдет после 81 дня, то есть когда уже сформированы руки, ноги и другие части тела, то мать считается нифасом. Такой выкидыш должен быть завернут в чистую белую материю и захоронен.

3. Если ребенок полностью сформировался, но при этом родится мертвым, то его нужно обмыть, дать ему имя и похоронить. Джаназа-намаз при этом не читается.

4. Если ребенок родится живым, но потом сразу умрет, то в отношении него выполняются четыре действия – ему дают имя, обмывают его, заворачивают в кафан и предают земле. Джаназа-намаз читается.

По просьбе Zakon.kz, фетву комментирует исламовед, теолог, руководитель отдела международных отношений, секретарь Совета улемов ДУМК, PhD Ершат Онгаров:

Данная фетва касается проблемы выкидыша, замершей беременности, мертворожденных и младенцев, которые умерли сразу после того, как родились. Люди спрашивают, как быть в таких случаях, надо ли хоронить, читать джаназу и так далее, то есть придерживаться мусульманских погребальных обрядов. Поэтому возникла необходимость вынесения данной фетвы и разъяснения народу порядка погребения выкидышей, мертворожденных и младенцев, умерших во время родов. Не буду повторяться, но лишь скажу, что если ребенок родится живым и умрет сразу после того, как родился, то в таких случаях погребальные обряды делаются полностью – ему дают имя, делают гусль – обмывание тела, потом его заворачивают в кафан, читают джаназу-намаз и хоронят. Кафан состоит из трех кусков материала (изар). Первым куском покрывают нижнюю часть тела, вторым (камис, рубашка) закрывает верхнюю часть и третьим большим куском (лифаф) обматывают тельце младенца. Потом читают джаназу и делают погребение.

— Многие молодые женщины не знают о мусульманских погребальных обрядах и если, например, у кого-нибудь из них случится выкидыш, или родившийся ребенок сразу умрет, то в силу отсутствия знаний шариата, они могут не придерживаться того, о чем вы сказали и оставить плод, например, в больнице или вообще в какой-нибудь другой стране, где они в тот момент могут находиться.

— Конечно, бывают всякие жизненные ситуации, поэтому улемы ДУМК и выносят фетвы по наиболее актуальным темам, но эти фетвы носят не обязательный, а рекомендательный, просветительский характер. Тем не менее, желательно их придерживаться. Насколько я знаю, врачи обычно спрашивают, сами захороните плод или государство. Те мусульмане, которые знают о своих обязанностях и погребальных обрядах, забирают и делают всё так, как того требуют нормы шариата. Поэтому мы говорим, если вы чего-то не знаете, идите в мечеть или в ДУМК и спрашивайте у имамов и других официальных лиц, откройте сайт муфтията и задайте свои вопросы.

— А если женщина находилась за границей, и у нее в пути случился выкидыш, тогда как быть?

— Все эти вопросы регламентируются на законодательном уровне. Если, допустим, ребенок родился и сразу умер, то следует незамедлительно обратиться в посольство Казахстана и выписать свидетельство о рождении, и далее Казахстан дает ноту о согласии на погребение гражданина Казахстана в той стране, где он умер. Конечно, все эти процедуры очень длительные, утомительные, там столько волокиты, что не дай Бог это никому. А если родители захотят перевезти тельце младенца на родину и у себя похоронить, то это втройне тяжелее, так как надо делать вскрытие, бальзамирование, цинковый гроб заказывать, и это еще немалых денег стоит.

Читать еще:  Выкидыш в матке нет

— Учитывая это, могут ли мусульмане оставить тело младенца в той стране, где это случилось, или это харам, грех?

— Если человек был поставлен в такие условия, что вынужден был это сделать, то греха на нем не будет, это не является грехом. В любой жизненной ситуации есть исключение. Еще раз повторюсь, все фетвы у нас имеют только рекомендательный характер и никак не принудительный.

Священник сказал: «Выкидыш? Сами виноваты!»

У некоторых православных, в том числе и священников, есть привычка легко объяснять сложные вещи. При этом мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, мы заставляем человека задуматься о своей жизни, во-вторых, сподвигаем его бежать в храм, на исповедь.

Протоиерей Максим Первозванский

И это, на первый взгляд, хороший результат. Допустим, голова болит – значит, не о том думаешь; рука болит – не то брал; нога болит – не туда ходил; живот болит – не то ел, ну и так далее.

Получается достаточно беспроигрышная вещь: никто из нас не безгрешен, и человек знает, что он когда-нибудь куда-нибудь не туда ходил, он обязательно когда-нибудь не о том думал, не то брал и так далее.

В результате у священника, давшего подобное объяснение, возникает некий ореол прозорливости и статус человека, который понимает, в чем дело. То есть священник рубанул сплеча, а у спрашивающего или попавшего под его совет возникает ощущение, что этот священник не просто уважаемый, а он разбирается во всех глубоких духовных вопросах, видит человека насквозь, что он прозорливый и от него ничего не скроешь, и вообще надо его во всём слушаться.

С другой стороны, на мой взгляд, эта позиция имеет очень отдаленное отношение к правильной духовной жизни и к тому, как правильно священник должен себя вести.

Я не берусь давать советы, но мне кажется, что постановка диагнозов, почему в жизни человека происходят те или иные неприятные вещи, – это вообще не наше дело.

В свое время покойный Патриарх Алексий на Епархиальном совете духовенства города Москвы сказал, что многоуважаемые отцы иногда дают советы от Духа Святаго, но чаще от ветра своей головы.

Действительно, среди священников очень много мудрых, опытных людей, которые могут дать хороший совет, неплохо разбираются в жизни, которые обладают серьезным опытом пастырским, но при этом реальных прозорливцев среди нашего брата единицы на всю большую Русскую Православную Церковь. А все остальные, в принципе, не думаю, что имеют право говорить уверенно и однозначно, почему с человеком случилась та или иная неприятность. Это некоторая тайна, которая существует между человеком и Богом.

Более того, большинство неприятностей с нами случаются не потому, что мы плохо себя ведем. Покойный архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) говорил примерно следующее: если ты думаешь, что с тобой случилась какая-то неприятность потому, что Господь тебя наказывает за что-то, то тем самым ты утверждаешь: «Вообще-то я – хороший человек, я достоин награды, а вовсе не наказания, но вот случилась и на старуху проруха, есть у меня такой грех, за это Господь меня наказал. Если бы я этого греха не совершил, то в остальном бы был достоин похвалы и всяческого поощрения от Господа Бога».

А это ведь не так, потому что, если смотреть на всю нашу жизнь в целом, мы, по своим грехам, достойны того, чтобы нам вовсе не жить. Но при этом Господь нас терпит, любит и поэтому, если посылает нам наказания, то ни в коем случае не за что-то, а для чего-то, для какого-то понимания и вразумления и так далее.

Но, как я уже говорил, разобраться в этом может опытный старец, которых единицы на всю Русскую Православную Церковь. А остальные многоопытные и многоуважаемые отцы иереи, игумены, протоиереи, архимандриты и так далее, конечно, обладают большим пастырским и духовным опытом, но не прозорливостью.

Так что помогать человеку, пришедшему с подобной бедой, нужно не такими категоричными советами, а точнее – не такими обличениями, граничащими с подменой нашим человеческим рассуждением Божественного промысла, который, как известно, человеческому рассуждению не поддается. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9), говорит Господь еще в Ветхом Завете.

Не стоит стараться постигать пути Божии, надо пытаться понять, что делать дальше, как принять сложившуюся ситуацию, и это не вопрос категорических фраз.

Особенно, когда это касается тем, к которым даже в официальной позиции Русской Православной Церкви достаточно взвешенное, серьезное и неоднозначное отношение, как к вопросу предохранения. Если мы почитаем Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, то увидим, что там поднято достаточно много серьезных вопросов и нигде не сказано, что за предохранение родители будут наказаны смертью ребенка.

Ведь потеря беременности – это трагедия, горе. И никому в голову не приходит, например, женщине, которая овдовела, сказать: «Ага, ты мужа не слушалась, поэтому теперь осталась одна». Или родителям, у которых погиб ребенок не во чреве, а уже родившийся: «Это потому, что вы его плохо воспитывали, ругались между собой». Думаю, что в основном священники таких вещей не говорят. Я, по крайней мере, встречаю подобное очень редко.

Так что если священники говорят про причинно-следственную связь потери беременности, они не считают это серьезной утратой, не очень хорошо понимают, что это значит для родителей, не осознают, что это действительно смерть ребенка.

Мне кажется, что наша задача не обличать людей в том, что совершенно неочевидно. Ведь Господь говорит: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40:1).

Не обращать внимания?

Если ты идешь по улице и к тебе кто-то пристал, что-то тебе сказал, и то очень сложно не обратить внимание. А уж если священник сказал то, о чем говорили выше, не обращать внимания невозможно.

Другое дело, что не нужно загонять себя в отчаяние, в чувство вины. Так или иначе, случившееся стоит осмыслить. Другой вопрос, что я бы всё-таки советовал вообще людям уходить от позиции, согласно которой с тобой случается что-то, потому что ты сделал нечто конкретное. То есть, конечно, в нашей жизни бывает прямая связь: человек бегал через дорогу, его сбила машина. Но мы знаем, что машины сбивают не только тех, кто ходил в неположенном месте. Машина может врезаться в то место, где человек спокойно стоит на остановке в ожидании автобуса. Его может сбить, в том числе, пьяный священник…

Когда у нас в жизни происходит что-то не очень хорошее, не нужно искать конкретной причины, но задуматься о жизни в целом стоит.

По строгому уставу женщине, у которой случился выкидыш, рекомендуется годичная епитимия. (За блуд или убийство человеку положена 20-летняя епитимия). Другое дело, что никто эти епитимии сейчас на практике не накладывает.

Повторяю, случившееся – безусловно, повод задуматься о жизни, сходить на генеральную исповедь, повод супругам переосмыслить в том числе и свои отношения. Но не причину искать.

Предохранение – грех или не грех?

Всё-таки христианам в случае, если они не хотят зачатия ребенка, предписывается воздержание. Но Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что, по снисхождению к человеческим немощам, Церковь допускает, если люди не могут воздерживаться, пользование неабортивными противозачаточными средствами. Ведь рождение детей есть не единственная цель брака и не единственная цель интимных отношений, главнейшая цель брака и интимных отношений – любовь.

Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5).

Для наглядности приведу пример: я съел за завтраком четыре бутерброда с сыром. Когда ел первый, чувствовал: второй надо съесть обязательно, а вот когда ел третий, чувствовал: стоит остановиться. Четвертый точно был лишним. Согрешил, каюсь. И что теперь, как жить дальше? Может быть, с понедельника вообще не есть бутербродов с сыром, чтобы точно не грешить? Но я, как человек не в смысле духовно опытный, а уже достаточно старый, знаю, что если вообще не буду, например, есть сыр, то получится только хуже.

Когда Церковь говорит в Социальной концепции о снисхождении к немощам, она говорит о том, что если ты начинаешь полностью воздерживаться и получается хуже, то лучше всё-таки пользуйся контрацептивами.

Но я бы рекомендовал в этом каяться на исповеди.

В Социальной концепции же сказано «нисходя к немощам», а не «это здорово, давайте будем все предохраняться». То есть: ребята, если по-другому не получается, давайте будем вот так.

Золотое правило каждого духовника должно быть по примеру пословицы – что немцу смерть, то русскому здорово, – что одному прихожанину страшный грех, для другого это уже добродетель. Приходит, например, человек на исповедь, говорит: «Батюшка, я творог ел постом». Для одного, умудренного опытом монаха, это будет серьезный грех. Для юноши или девушки, впервые приступивших к посту, это будет уже большой шаг вперед и добродетель. То же самое – для человека, который вместо того, чтобы заставлять жену пользоваться спиралью, сходил в аптеку и купил презервативы.

Здесь нужно очень индивидуально подходить к людям. Они все находятся в очень разном духовном состоянии.

Похороны и поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина — это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») — это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Читать еще:  Будет ли выкидыш если пить противозачаточные таблетки

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал — надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап — гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть — это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector