Содержание

Захоронение выкидыша

Мертворожденных надо хоронить, но джаназу-намаз читать нельзя

В ДУМК вынесли фетву о погребении выкидышей, мертворожденных и младенцев, умерших во время родов.

Нужно ли хоронить выкидышей и мертворожденных и читать джаназу-намаз — этой теме посвящена фетва казахстанских улемов, которую они вынесли на одном из своих последних заседаний, сообщает Zakon.kz.

Дети – счастье для родителей, они связывают с ними все свои надежды и мечты, строят планы на будущее, видят в них смысл жизни, продолжение себя. Несмотря на бессонные ночи, хлопоты и заботы, ребенок приносит в дом ни с чем несравнимое счастье, доставляет безграничную радость, и молодые всегда с нетерпением ждут появления ребенка.

Но, к сожалению, бывает, что смерть забирает у родителей долгожданного ребенка. Это может произойти и в результате выкидыша, и во время родов, и сразу после того, как ребенок только родился. Каждый такой случай – тяжелый удар для родителей, ничем невосполнимая утрата. Боль утраты долго не проходит, и в такой ситуации лечат только время, терпение и упование на Всевышнего.

Нужно ли хоронить выкидышей и мертворожденных и читать джаназу-намаз? Этой теме посвящена фетва (фетва – решение, умозаключение ученых-исламоведов, основанное на принципах шариата), которую вынесли улемы Духовного управления мусульман Казахстана на одном из последних своих заседаний.

В утробе матери душа ребенку вдыхается через 120 дней после зачатия, формирование органов в большинстве случаев происходит уже в три месяца, в некоторых случаях это возможно на 81-й день, подчеркнули улемы и в подтверждение этому привели слова Пророка Мухаммада, мир ему: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок (жизни – Т. Н.), деяния и будет ли он несчастным или счастливым» (аль-Бухари и Муслим).

Также привели высказывание из Корана: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. » (сура Ал- Хадж аят 5).

Рассмотрев с точки зрения шариата обсуждаемый вопрос и сделав соответствующие выводы, улемы приняли следующее решение:

1. Если у женщины произойдет выкидыш до 81 дня после зачатия, то есть когда у плода еще не сформированы такие конечности как руки, ноги, волосы, то нижеописанные мусульманские погребальные обряды не проводятся и мать не считается нифасом (нифас – послеродовое состояние женщины, которое заканчивается после прекращения выделений крови. Такую женщину называют нифасом. В ханафитском мазхабе, которого придерживается Казахстан, считается, что этот период составляет около 40 дней. В это время, как и во время менструального цикла, женщина освобождается от поклонения, то есть от оразы, намаза, чтения Корана – Т. Н.).

2. Если выкидыш произойдет после 81 дня, то есть когда уже сформированы руки, ноги и другие части тела, то мать считается нифасом. Такой выкидыш должен быть завернут в чистую белую материю и захоронен.

3. Если ребенок полностью сформировался, но при этом родится мертвым, то его нужно обмыть, дать ему имя и похоронить. Джаназа-намаз при этом не читается.

4. Если ребенок родится живым, но потом сразу умрет, то в отношении него выполняются четыре действия – ему дают имя, обмывают его, заворачивают в кафан и предают земле. Джаназа-намаз читается.

По просьбе Zakon.kz, фетву комментирует исламовед, теолог, руководитель отдела международных отношений, секретарь Совета улемов ДУМК, PhD Ершат Онгаров:

Данная фетва касается проблемы выкидыша, замершей беременности, мертворожденных и младенцев, которые умерли сразу после того, как родились. Люди спрашивают, как быть в таких случаях, надо ли хоронить, читать джаназу и так далее, то есть придерживаться мусульманских погребальных обрядов. Поэтому возникла необходимость вынесения данной фетвы и разъяснения народу порядка погребения выкидышей, мертворожденных и младенцев, умерших во время родов. Не буду повторяться, но лишь скажу, что если ребенок родится живым и умрет сразу после того, как родился, то в таких случаях погребальные обряды делаются полностью – ему дают имя, делают гусль – обмывание тела, потом его заворачивают в кафан, читают джаназу-намаз и хоронят. Кафан состоит из трех кусков материала (изар). Первым куском покрывают нижнюю часть тела, вторым (камис, рубашка) закрывает верхнюю часть и третьим большим куском (лифаф) обматывают тельце младенца. Потом читают джаназу и делают погребение.

— Многие молодые женщины не знают о мусульманских погребальных обрядах и если, например, у кого-нибудь из них случится выкидыш, или родившийся ребенок сразу умрет, то в силу отсутствия знаний шариата, они могут не придерживаться того, о чем вы сказали и оставить плод, например, в больнице или вообще в какой-нибудь другой стране, где они в тот момент могут находиться.

— Конечно, бывают всякие жизненные ситуации, поэтому улемы ДУМК и выносят фетвы по наиболее актуальным темам, но эти фетвы носят не обязательный, а рекомендательный, просветительский характер. Тем не менее, желательно их придерживаться. Насколько я знаю, врачи обычно спрашивают, сами захороните плод или государство. Те мусульмане, которые знают о своих обязанностях и погребальных обрядах, забирают и делают всё так, как того требуют нормы шариата. Поэтому мы говорим, если вы чего-то не знаете, идите в мечеть или в ДУМК и спрашивайте у имамов и других официальных лиц, откройте сайт муфтията и задайте свои вопросы.

— А если женщина находилась за границей, и у нее в пути случился выкидыш, тогда как быть?

— Все эти вопросы регламентируются на законодательном уровне. Если, допустим, ребенок родился и сразу умер, то следует незамедлительно обратиться в посольство Казахстана и выписать свидетельство о рождении, и далее Казахстан дает ноту о согласии на погребение гражданина Казахстана в той стране, где он умер. Конечно, все эти процедуры очень длительные, утомительные, там столько волокиты, что не дай Бог это никому. А если родители захотят перевезти тельце младенца на родину и у себя похоронить, то это втройне тяжелее, так как надо делать вскрытие, бальзамирование, цинковый гроб заказывать, и это еще немалых денег стоит.

— Учитывая это, могут ли мусульмане оставить тело младенца в той стране, где это случилось, или это харам, грех?

— Если человек был поставлен в такие условия, что вынужден был это сделать, то греха на нем не будет, это не является грехом. В любой жизненной ситуации есть исключение. Еще раз повторюсь, все фетвы у нас имеют только рекомендательный характер и никак не принудительный.

Похороны и поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина — это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») — это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

Читать еще:  Был выкидыш как пролечится после этого

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал — надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап — гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть — это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Читать еще:  Есть ли таблетки чтоб был выкидыш

Похороны и поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина — это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») — это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал — надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап — гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

Читать еще:  Вмс и выкидыш

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть — это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Как хоронят выкидыш

Выкидыш и нормы ислама, связанные с ним

7 914 Ноябрь 11, 2015

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам, и всем, кто последовал за ним до Судного дня!

Многие мусульмане, которых Всевышний Аллах испытал смертью ребенка до его рождения не знают правил, связанных с выкидышем: нужно ли его омывать, заворачивать в саван, читать над ним джаназа-намаз и хоронить его. В этой небольшой заметке, с позволения Аллаха, мы постараемся коротко изложить хукмы шариата, связанного с выкидышем.

Выкидыш — это недоношенный плод, который вышел на свет раньше времени. Нормы шариата, связанные с ним можно разделить на две ситуации.

Первая ситуация — если выкидыш не издаст крика при рождении, а его возраст не достиг четырех месяцев в утробе. В таком случае его не обязательно омывать (имеется ввиду омывание, связанное со смертью человека), заворачивать в саван, читать над ним джаназа-намаз и хоронить. Однако желательно завернуть его в кусок материи и похоронить без совершения над ним джаназа-намаза.

Вторая ситуация — если ребенок издал крик или проявил признаки жизни движениями тела и так далее. В такой ситуации в отношении него необходимо совершить все обязательные действия также, как в отношении взрослого умершего человека. То есть, омыть его тело, завернуть в саван, прочитать над ним джаназа-намаз и похоронить.

Ат-Тирмизи передает хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Над ребенком не читается джаназа-намаз, он не наследует от кого-либо, и кто-либо не наследует от него, пока он не издаст крик (или признаки жизни при рождении)» (Хадис №1032).

Также Ибн Маджа передает хадис от Джазира, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если выкидыш издаст крик (или проявит другие признаки жизни), то над ним читают джаназа-намаз и он получает наследство» (Хадис №1508).

В заключении воздадим хвалу Аллаху, мир и благословение Его посланнику, а также пожелаем здоровья всем мусульманам и их детям!

[По материалам книги «Аль-Фикху-ль манхаджи»].

Обсуждения

Сложная тема(захоронение эмбриона) ✿ БЕРЕМЕННОСТЬ ✿ 9 МЕСЯЦЕВ ✿

39 сообщений

Молитва о младенцах, умерших некрещеными или мертворожденных.Исключительно для домашнего чтения.Здесь ни в коем случае не имеются ввиду младенцы, убитые в результате аборта или умышленного отравления с целью выкидыша. Молитва из ответа архиепископа Вифлеемской обители Стефана (Фаворского) на вопрос: «Как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся Святого Крещения младенцах?»

Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!

Я считаю, что можно и нужно хоронить ребенка, даже если произошел выкидыш. Это же ребенок, человек.

Я тоже хотела спросить, неужели выкидыш считается грехом? Ведь это беда женщины, а не ее вина!

Ой, ну о чём вы. Каким же это образом получить останки плода у врача. Ладно, если это поздний срок — может ещё и удастся. А если срок — недель 5-6, когда его едва видно? Это же несусветное что-то! И как хоронить? «подхоронить» к кому? В безымянной могиле? Имянаречения-то не было!

пост 7, Анастасия. Не выкидыш считается грехом, а женщина считается нечистой и со смирением должна 40 дней очищения переждать. В храм ходить при этом можно и нужно — заодно молиться за нерожденного.

Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского
Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.»

Аминь. Думаю, не лишне будет за них молиться.

Как хоронят выкидышей? Как надо и как правильно и где хоронить выкидышей?

хоронить ли выкидыш вообще? Как сделали или сделали бы высами?

Lidochka17 , я сам врач, и побывал в моргах огромное количество раз. Могу Вам точно сказать, что «выкидышей» , как и абортивный «материал» НЕ хоронят, по той простой причине, что это ещё не ЛЮДИ (хотя на мой взгляд это спорно». Иными словами вместо слова «похороны» уместнее будет говорить утилизация. Это в основном сжигание. Если бы у моей подруги был выкидыш, то я бы точно не устраивал ему пышные похороны, ибо нет эмоциональности.

В большинстве случаев у женщин во время беременности, случаются на тех сроках, когда её ребёночек, считается — просто плодом. Если беременность закончилась выкидышем, то ребёночка не отдают матери и не хоронят его, а он остается в больнице и после, его утилизируют (либо сжигают, либо хоронят на кладбище, как «медицинские отходы» — где-то на окраине кладбища).

Вот, если бы у женщины родился мёртвый ребёнок но доношенный, на позднем сроке беременности, то такого малыша- могут отдать по просьбе родителей для дальнейших похорон на кладбище.

О погребении мертворождённого ребёнка

Выкидышем называют ребёнка, который вышел из утробы матери до истечения самого минимального необходимого срока, т. е. до истечения в утробе 6 месяцев.

Если у женщины произошёл выкидыш, то поступают следующим образом:

– по отношению к выкидышу, которому меньше 4-х месяцев, необходимо совершить два следующих действия: его заворачивают в саван и хоронят. Его можно и обмывать, но за него не совершается погребальная молитва. Для

его захоронения роют яму;

– если у родившегося (после 4-х лунных месяцев, но до истечения 6 месяцев) ребёнка не было крика или произвольного движения, или вдоха-выдоха, то по отношению к нему обязательно совершить три следующих действия: его обмывают, заворачивают в саван и хоронят. Но погребальный намаз над ним не совершают;

– если после рождения ребёнок издал крик или совершил произвольное движение, то в его отношении совершают все четыре предписания погребального обряда: его обмывают, заворачивают в саван, совершают погребальный намаз и хоронят. Так указано в книге «И‘анатат-талибин» (т. 2, стр. 192).

Если возраст выкидыша больше 4-х лунных месяцев, то он считается уже человеком, так как, в соответствии с хадисом, ангел вдыхает душу в зародыш по прошествии около 120 дней с момента его зачатия.

Если известно, что выкидыш подавал признаки жизни (крик, произвольное движение, вдох-выдох), то с ним поступают как со взрослым умершим человеком, т. е. его обмывают, заворачивают в саван, совершают за него погребальный намаз и хоронят.

Если же ребёнок, имеющий человеческий образ (т. е. сформировавшиеся органы тела), не подавал никаких признаков жизни, то за такого ребёнка, кроме погребальной молитвы, обязательно совершить все остальные предписания, т. е. обмывание, заворачивание в саван и захоронение.

Если выкидыш не подавал никаких признаков жизни и не имеет человеческого образа, то по отношению к нему ничего не обязаны совершать и исполнение за него погребальной молитвы является запретным (харам), но можно его обмывать. Сунной является оборачивать его куском ткани и хоронить. Если же из утробы выйдет сгусток крови или кусок плоти, то желательно (сунна), завернув тканью, закопать его в землю.

Большинство учёных-богословов пишут, что если у женщины произошли ранние роды, т. е. ребёнок родился после 6 месяцев от зачатия, то даже если неизвестно, подавал ли он признаки жизни или если даже не имеет человеческий образ, то по отношению к нему, так же, как и со взрослым человеком, обязательно совершить все четыре погребальные предписания Ислама (обмывание, заворачивание в саван, совершение погребального намаза и захоронение).

Cущность смерти и похоронный обряд. По мазхабу имама аш-Шафи‘и. – Махачкала, 2009. – 394 с. (Отдел научных исследований и методических разработок СКУЦИОН).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector