В память об выкидыше

Если аборт уже совершен, что делать?

Аборты – бич времени

Об опасных последствиях абортов официальная медицина часто умалчивает, а о том, что аборт является убийством, лишением жизни уже живущего в утробе матери младенца, вообще рассуждать не принято. Ну да, вещают священники. Но Церковь много чего говорит непонятного, например: молиться за врагов, прощать обиды, делиться с ближним, не воевать с соседом и не презирать его за то, что он другой национальности и изъясняется на другом языке… А также – не отдавать свою душу в объятия политической пропаганды, но слушать голос Бога и исполнять Его законы. В Церкви на первом месте стоит «возлюби», а далее – «не убий»…

Говорят, что у человека, пролившего невинную кровь, душа чернеет и начинает со временем болеть. Каковы же терзания молодой женской души, по ведению или неведению оборвавшей жизнь своему собственному ребенку?

Автору этих строк довелось общаться с одной мантийной монахиней, 20 лет с лишним проживающей в обители и ежедневно молящейся о своем далеком грехе молодости, который и подвиг ее оставить мир, двоих уже взрослых детей и принять иноческий постриг. Терзания души ее были столь велики, что боль от содеянного преследовала многие годы, так что она ежедневно совершала молитвенное правило за совершенный грех детоубийства во чреве и выполняет его по сей день…

Об этом мы беседуем с настоятелем Свято-Макариевской общины протоиереем Владиславом Софийчуком, в приходе которого, следуя давней традиции, берущей начало еще с довоенного времени прошлого века, ведется духовно-попечительская деятельность с женщинами, совершившими аборт, как правило, по неведению, а потом раскаявшимися в этом страшном грехе.

– Количество подобных трагедий, происходящих ежедневно в стране, сосчитать трудно, – говорит о. Владислав. – Известно, что на 100 новорожденных приходится 149 абортов. Т. е. рождаемость в Украине могла быть в два с лишним раза выше и численность населения не сокращалась бы так стремительно. Ежегодно количество наших сограждан уменьшается на 300 тысяч человек, что равнозначно населению такого областного центра, как Черновцы. Это в масштабах страны.

Представим себе семью, члены которой умертвили собственных детей: может ли в этом доме витать благодать Божия? А теперь представьте народ, который ежедневно убивает свое будущее поколение – может ли он быть счастливым и богатым.

В советское время аборт был официально разрешен и относился к категории добровольного «регулирования количества детей в семье». Бытовала даже некая «норма»: в семье должен быть один ребенок (особенно в городах и почему-то, как правило, у интеллигенции), реже – два, а еще реже – три. Рождение более четырех детей относились к разряду подвига с присвоением звания «матери-героини»… Новые беременности прерывались. А точнее – младенцы убивались…

И никто при этом не считал количество покалеченных женских душ, которые через определенное время начинали томиться от сознания содеянного. А если узнавали еще, что аборт – это тягчайший грех перед Богом и по тяжести является убийством человека, искали способ, как загладить его. И не находили…

Христолюбивый Батюшка

Об этом много размышлял и говорил в свое время один замечательный киевский священник Георгий Едлинский.

Справка: Георгий Михайлович Едлинский (1902–1988) – сын священномученика протоиерея Михаила Едлинского. Начальное образование получил в школе-приюте, которую построил и содержал на церковные деньги его отец при Борисоглебском храме. В 1919 г. Юрий окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1924 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Позже, в 1924–1927 гг., он учился также в Киевском государственном университете на литературно-лингвистическом факультете, но, как сын служителя Бога, был исключен. В 1941 г. Георгия Михайловича рукоположили в сан священника и назначили настоятелем Воскресенского храма г. Киева. С 1945 г. до конца жизни (+1988) – служил в Макариевской церкви г. Киева.

Жизни этого уникального пастыря нужно посвящать отдельные публикации. Скажем лишь, что после окончания войны в 1941–1945 гг. Макариевский храм, укрывшийся между рощами и ярами киевской древней Татарки, стал местом молитвы многочисленной интеллигенции, посещавшей его втайне от бдительного атеистического ока КГБ. В беседах с прихожанами о. Георгий, преподаватель Киевской духовной академии, образованнейший человек, молитвенник и духовник, часто поднимал тему абортов и стремился донести до прихожан понимание и осознание греха детоубийства. Мало того, он окормлял женщин, раскаявшихся в этом грехе, налагал на них епитимию, а на себя брал подвиг молитвы о них, прося у Бога прощение о содеянном и духовного укрепления покаявшимся. Конечно же, приснопамятным батюшкой Георгием двигали любовь Христова и огромное сострадание. Эти качества он унаследовал от своего отца, священномученика, расстрелянного в 1937 году. Михаил Едлинский известен был не только в Киеве, но и по всей России того времени, славился духовными дарами, опекал людей, страждущих недугом пьянства. Аборт в то время карался законом, и все же подпольно такие преступления совершались, и о. Михаил также вымаливал несчастных грешниц, если те приходили к нему с покаянием. Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский приезжавшим к нему с Украины паломникам говорил: «Что вы ко мне едете? У вас в Киеве есть великий молитвенник о. Михаил Едлинский…»

Макариевский храм был известен православному Киеву сталинско-хрущевского, а затем и брежневского периода. Когда о. Георгий был уже совсем слаб, его еще при жизни сменил новый настоятель о. Анатолий Затовский, также прослуживший здесь много лет уже после смерти о. Георгия и передавший ныне эстафету настоятельства о. Владиславу Софийчуку, который следует традиции отцов Едлинских.

Жизнь начинается во чреве

Мы продолжили беседу с о. Владиславом.

– Жизнь человека начинается с момента ее зачатия, – говорит священник. – Бог дает эту жизнь, и только Он имеет право ее забирать. Мать не имеет права распоряжаться зарождающимся в ее чреве ребенком, но посягает на эту жизнь. Ничем иным объяснить это невозможно, иначе как потемнением разума! Если бы женщина понимала, что творит, совершает настоящее убийство – она никогда бы на это не пошла.

Но если женщина осознает тяжесть этого страшного греха, приходит в Церковь, Господь принимает ее покаяние. Ситуации не исправишь, ребенка не вернешь, но покаяние может сгладить этот грех. Вот почему идут в наш храм женщины на исповедь. Как вы уже упомянули, не мы начали эту традицию. В Макариевский храм приезжали люди со всей России еще в 40-е годы, когда настоятелем церкви был Григорий Едлинский. Кроме того, что батюшка отпускал этот грех, он брал на себя труд индивидуальной сугубой молитвы за каждую женщину. При необходимости налагал епитимию. И сейчас приезжают автобусами из Белоруссии, едут и из дальнего зарубежья.

– А откуда пошли разговоры о том, что можно крестить умерших детей?

– Раньше, во времена дефицита, была традиция: женщины, приезжающие на исповедь в Макариевскую церковь, привозили с собой отрезы ткани и крестики. Из материи шили пеленки, наволочки, простынки и отдавали в детские дома, а крестики (тогда они были в особом дефиците) надевали крестившимся здесь младенцам. Возможно, женщины ассоциировали эти действия с крещением нерожденных детей. Наверное, отсюда и пошла эта молва.

– Как показывает практика, почему женщины совершают этот грех?

– Большей частью по неведению. Я даже записывал, что происходит с ними впоследствии, какие терзания они испытывают. Некоторые видят нерожденных детей во сне. Когда работаешь с этими женщинами постоянно, им открываются многие вещи. Начинается все с исповеди, после которой читается разрешительная молитва и молитва «Егда извергла отроча волею и неволею»… Даются наставления, а на 40 дней налагается епитимья. Но вот проходит определенный период покаяния, женщины 40 дней читают акафист «Не убий», их душа оживает.

Тема сложная и важная. Что толку клеймить эту женщину? Если человек раскаивается и приходит к нам, Церковь протягивает ему руку, в каком бы падшем состоянии он ни находился. Ведь первым в рай вошел разбойник. Но это не значит, что Макариевская церковь – какой-то эксклюзив. Нашу церковь отличает лишь то, что у священников есть богатый опыт, поскольку они сталкиваются постоянно с этой проблемой и могут больше помочь человеку.

– А мужчина должен нести епитимию?

– Конечно, и мужчина должен идти и каяться в этом грехе, нести ответственность за случившееся. Иногда он даже больше виноват. Бывают случаи, когда мужчина подталкивает женщину на этот шаг своим поведением, и ей кажется, что она не в состоянии тянуть и мужа, и детей, или просто оставляет ее в таком бедственном положении. Мы даем им читать 40 дней покаянный канон Иисусу.

– Много ли женщин приезжает в церковь с этим грехом?

– Практически на каждой службе есть такие страждущие. Я занимаюсь этим, как настоятель. Раз Господь поставил меня на это место, я должен нести это послушание.

Икона Божией Матери и противоабортный Всеукраинский Крестный ход

– Батюшка, расскажите об иконе Божией Матери «Скорбящей о младенцах, во чреве убиенных».

– Наш храм стала посещать некая Татьяна, которая в молодости сделала аборт и мучилась этим долгое время. Она постоянно причащалась у нас, участвовала во всех мероприятиях, связанных с этой проблемой и организуемых нашим приходом, чтобы загладить как-то свою вину. Как-то раз находясь за городом, думая об этом, на камушке вдруг увидела очертание иконы, как бы композицию ее. Пришла к нам посоветоваться, что делать. Я предложил найти ей художника-иконописца, и, если икона будет достойна, сможем получить благословение от Блаженнейшего Митрополита Владимира и поставим ее в нашем храме. Она нашла иконописца Георгия, который отказался от денег, потому что, когда его мама носила во чреве, хотела сделать аборт. Он сделал в цвете эскиз и икону в благодарность Господу и Божией Матери, которые удержали ее от этого шага.
И потом мы получили позитивную резолюцию от Блаженнейшего, его благословение на написание иконы…

– А Всеукраинский противоабортный Крестный ход.

– Буквально через неделю после благословения Блаженнейшего ко мне пришли православные родители, которые узнали, что мы занимаемся противоабортной деятельностью. За два года до нашей встречи они получили благословение старца Ионы и Белоцерковского Амфилохия на проведение Крестного хода по всей Украине, призывая к покаянию людей за совершенный грех аборта. Они показали мне икону не каноническую, на которой младенцы изображены с нимбами (это нарушение канона). Я им объяснил, что с этой иконой мы не можем выполнить это благословение, но у нас есть иконописец и эскиз иконы. Георгий написал эту икону, мы сделали в Лавре для нее киот, и уже на Маковея служили у нас молебен. А потом состоялся этот уникальный Крестный ход, участники которого в течение года прошли пешком от Луганской области через Киев до Закарпатья, потом машиной доехали до Чернобыля, через Крым. Об этом были публикации в православной прессе.

– Батюшка, скажите несколько слов о том, что еще делают Церковь и ваш приход в этом направлении?

– Важно помочь женщине, которая сделала аборт, но еще важнее не допустить, предотвратить этот шаг. Мы создали движение «Спаси и сохрани». Одна из составляющих этого проекта – просветительская деятельность: раздаем бесплатно печатный материал, объясняющий пагубность греха аборта. Это брошюры, листовки, наклейки, журналы, которые распространяются по областям Украины. Например, в Чернигове по благословению Амвросия была проведена акция «Неделя без аборта». Городской транспорт был расклеен просветительскими листовками и плакатами. В течение недели в больницах врачи отказывались делать эту операцию (по медицинским показаниям). Владыка сам ходил по всем учебным заведениям со священниками, врачами.

Также проводим различные акции на государственном и общественном уровне. Например, распространяем с помощью волонтеров листовки у роддомов и женских консультаций. Совместно с представителями других конфессий разработали проект по предотвращению абортов и пытались в 2010 году провести его через Министерство здравоохранения. Была проделана огромная работа, разработана целая концепция, мы нашли верующих людей в министерстве…

Но на последнем этапе чиновники спустили все на тормоза. Наше законодательство утверждает, что жизнь начинается лишь в момент рождения, официальная медицина не готова признать, что эмбрион, зародыш – это уже начало человеческой жизни.

Но мы знаем, и об этом говорит Писание и учит Святая Церковь – жизнь человека начинается в момент зачатия. Жития святых рассказывают нам, как святые младенцы реагировали на молитву в утробе матери. Мы помним, как взыграл в утробе святой праведной Елисаветы младенец – будущий Иоанн Креститель Господний, когда к ней пришла Дева Мария. Именно взыграние младенца будущего Иоанна во чреве совпало с бессмертными словами Богородицы, Которая также несла в Себе зачатого от Духа Святого Спасителя мира, Господа Иисуса Христа: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем… И отныне ублажат Мя вси роды…»

Читать еще:  Как выявляют угрозу выкидыша

Форум родителей:


Самопроизвольный аборт. Выкидыш. Симптомы, предвещающие выкидыш.

Поретта Эндрюз, мать двоих детей, ожидала третьего, когда внезапно, без всяких угрожающих симптомов, на третьем месяце беременности у нее случился самопроизвольный аборт.

«После этого, — рассказывает Лоретта, теперь уже имеющая четверых детей, — я не могла не вспомнить об одной женщине, бывшей соседке. У нее был выкидыш, и я всячески пыталась утешить ее, говорила о мудрой матери-природе, которая таким образом не допускает появления на свет детей с пороками развития. После того как я потеряла своего ребенка, я хотела позвонить ей и извиниться; я поняла, что те мои слова ничего для нее не значили. Ни-че-го. Я знаю, потому что они ничего не значили для меня, когда люди говорили их мне». У Джудит Ласкер первая беременность протекала легко. Роды у нее начались в солнечный летний день. Они с мужем работали в саду, когда она почувствовала, что пришло время ехать в больницу. В больнице врач осмотрел ее и сказал, что ребенок идет ягодицами и что может потребоваться кесарево сечение. После того как был сделан рентгеновский снимок, врач высказался против операции, а через несколько часов Джудит привезли на каталке в родовую палату, где она родила мертвую девочку.

«Я запомнила первые слова медсестры: » Было бы гораздо хуже, если бы она умерла лет в пять», — вспоминает Джудит, у которой теперь растут две здоровые девочки. — Вероятно, она была права, но почему я должна была выбирать между ребенком, который умрет при рождении, и ребенком, который умрет в пять лет? Я ждала живого ребенка, а моя девочка родилась мертвой. Медсестры и многие другие люди высказывали такое отношение к этому: «Вы не знали этого ребенка, ничего страшного, забеременеете снова». И я привыкла думать так же. Но признаюсь вам, что временами я все еще плачу, вспоминая мою девочку, хотя прошло двенадцать с половиной лет».

Потеря, с которой не смиряются

Потеря ребенка в результате самопроизвольного аборта или мертворожденное™ часто глубоко переживается родителями и остается непонятной для окружающих их людей.

На Джудит Ласкер, доктора философии, потеря ребенка повлияла так сильно, что она вместе со своей подругой Сьюзен Борг, которую знала с детских лет, тоже лишившейся ребенка вскоре после рождения, написала книгу «Неудачная беременность» , одну из первых книг для массового читателя, рассказывающих о «непонятном» горе. Доктор Ласкер, профессор социологии, стала изучать эту проблему.

Никто не знает точно, сколько родителей ежегодно оказываются лицом к лицу с описанной проблемой, но на основании данных, приводимых Национальным центром медицинской статистики, д-р Ласкер называет 800000 семей, каждый год горюющих о потере ребенка в результате самопроизвольных абортов и мертво-рожденности.

Предварительно выполненные анализы могут выявить наличие генетических пороков, способных унести жизнь новорожденного. Мертворожденное™ и выкидышу могут предшествовать некоторые симптомы — кровотечение, прекращение движений плода, боли. Но предупреждающих симптомов может и не быть, и часто причина остается неустановленной. Для супружеской пары это зачастую первая встреча со смертью, они теряются, не зная, что они «должны» чувствовать, порой оказываются совершенно дезориентированы всепоглощающим чувством печали.

«Вам стараются сказать что-то в утешение, — говорит д-р Ласкер. —Люди ищут способ облегчить потерю, часто успокаивая тем, что у вас родится другой ребенок и все будет прекрасно. Но может случиться, что никогда уже жизнь не станет прекрасной, как прежде. Чувство потери — реальное чувство, имеющее все основания. Это часть вашей жизни. Только спустя какое-то время большинство людей начинают чувствовать себя лучше».

Самопроизвольный аборт: распространенное явление

Большинство специалистов считают, что выкидышами заканчиваются от 14 до 18 процентов всех беременностей, но возможно, что на самом деле их бывает гораздо больше. По данным правительственных докладов, только от одной четверти до одной трети всех зачатий кончаются рождением живого ребенка. Остальные эмбрионы теряются в какой-то момент между оплодотворением и родами, но в особенности на ранних стадиях беременности, обычно до того, как женщина узнает, что она беременна. Примерно три четверти всех выкидышей происходит в первые 12 недель, и, как показывают лабораторные пробы, 60 процентов из них объясняются пороками эмбриона, наследственными или возникшими в результате случайной мутации. Остальные обычно происходят в результате плохой имплантации оплодотворенной клетки.

Выкидыши чаще бывают у женщин, уже имевших выкидыши, у очень молодых (до 18 лет) и у женщин старшего возраста, а также у больных эндометриозом, при котором ткань эндометрия матки попадает на другие участки внутри брюшной полости и прирастает там. Поздние выкидыши, между 13-й и 20-й неделями, обычно происходят в результате плохой имплантации, хотя плод может быть нормальным. Около 35 процентов выкидышей вызываются дефектами хромосом. Если шейка матки слишком слабая, как это часто бывает у тех женщин, матери которых принимали искусственный гормон диэтилстилбестрол (DES) во время беременности, она может раскрыться слишком рано, и ребенок будет потерян. К выкидышам приводят пороки матки, например двойная матка. Инфекции матки (включая болезни, передаваемые половым путем), миомы, другие новообразования, например рубцовая ткань, неправильное питание, последствия облучения или воздействия токсичных веществ на одного из родителей, курение, злоупотребление алкоголем, ряд лекарственных средств, включая некоторые противозачаточные пилюли, — все это может увеличивать опасность самопроизвольных абортов. В некоторых случаях выкидыши вызываются гормонами или нарушениями в работе иммунной системы. Иногда выкидыш можно предотвратить, но, если он начался, остановить его удается очень редко. Как отмечает д-р Лас-кер, некоторые врачи при первых признаках грозящего выкидыша рекомендуют постельный режим. Это может помочь. Иногда даже при возникшем кровотечении шейка матки остается закрытой. В половине случаев ранних кровотечений выкидыша не происходит. Но предписание постельного режима имеет целью также «снять возможное чувство вины», если выкидыш все же произойдет.

Вашей первой реакцией на выкидыш — любую беременность, не завершившуюся рождением живого ребенка, — может быть вопрос: «Почему так случилось?» «Иногда врач способен указать причину, особенно если в образе жизни пары присутствует какой-то фактор, который может быть изменен, но во многих случаях ответа нет, — предупреждает д-р Ласкер. — Поэтому люди начинают сами искать ответы. Они обвиняют себя. И вопрос: «Почему так случилось?» — превращается в другой: «Что я сделала неправильно?»

Если учесть, какое количество советов получает беременная женщина, возникает соблазн найти какой-то смысл в потере, обвиняя себя в неправильных действиях. Некоторые пары начинают даже смотреть на случившееся как на наказание за то, что они делали в прошлом — пользовались противозачаточными средствами или практиковали добрачный секс. «Наши друзья помогают нам в этом. Они спрашивают: «Что это могло быть? Делали ли вы это, делали ли вы то?» — говорит д-р Ласкер. — Многие люди находят объяснение в собственном поведении, даже если врачи со всей уверенностью заявляют, что это не соответствует действительности.

Но. Чувство вины в этот момент может оказаться благотворным. Подобно шоку и неприятию, сопровождающим травмирующее известие, оно помогает постепенно справиться с потерей. Чувство вины является частью переживания горя, — указывает д-р Ласкер. — Оно придает горю какой-то смысл. Оно позволяет думать, что вы можете влиять на исход. Если же от вас ничего не зависит, в психологическом плане это хуже, потому что означает, что и в следующий раз вы не сможете управлять событиями, не сможете предотвратить несчастье, что вполне реально, и при этом ваши переживания будут еще более тяжелыми. Но, когда горестные чувства схлынут, вам перестанет казаться, что вы виноваты во всем. Чувство вины исчезнет».

Самые непонятые чувства

Горе, испытываемое супругами и их близкими после выкидыша, усугубляется тем, что люди не осознают привязанности к потерянному плоду, тогда как исследования показывают, что она бывает очень сильной. Будущие матери на ранней стадии беременности испытывают сильную эмоциональную привязанность к ребенку, еще не появившемуся на свет. Исследование, проведенное д-ром Ласкер на примере нескольких сотен пар, показало, что обычно горе тем сильнее, чем дольше женщина носила ребенка, но имеются и другие исследования, свидетельствующие о том, что продолжительность беременности играет меньшую роль, чем эмоциональная связь с ребенком, которую ощущает женщина. Женщина, которая реально представляет себе ребенка даже на ранней стадии беременности, может так сильно страдать после выкидыша, как если бы она потеряла новорожденного.

Окружающие люди, включая медицинский персонал, могут пытаться утешить женщину. В одном из исследований выяснилось, что медики из персонала больницы говорили о своем отношении к выкидышам как к трагедии, но авторы исследования определили их поведение как «молчаливое сочувствие», потому что сочувствие редко выражалось словесно. «Попытки членов семьи, друзей и медиков как-то помочь часто подливают масла в огонь, — отмечает д-р Ласкер. — Вы можете услышать: «Ты еще родишь друтого ребенка», — хотя вы сами в этом далеко не уверены».

Д-р Ласкер выяснила, что многие женщины после выкидыша страдают как физически, так и психологически. Расстраивается сон, исчезает аппетит. Трудно сконцентрироваться на чем-то. Появляется чувство вины, беспомощности, неуверенности в себе, страх за будущее. Вы можете ощущать свою несостоятельность как женщина, потому что вам не удалось сделать то, что другим легко удается. Появляется враждебность, чувство гнева, депрессия. Даже когда все, казалось бы, осталось позади, вас одолевает печаль в те знаменательные и праздничные дни, которые вы предполагали встречать вместе с ребенком.

Хотя супруги находят самое большое утешение в обществе друг друга, существует предел, до которого они могут помочь друг другу. «Горе, — отмечает д-р Ласкер, — переживают в одиночку. Даже самые любящие супруги не могут полностью унять боль друг друга. Вы и ваш муж по-разному чувствуете боль утраты». Исследование, выполненное д-ром Ласкер, подобно многим другим, показывает, что отец обычно не ощущает такой связи с нерожденным ребенком, как мать, потому что ребенок не является для него физической реальностью. Кроме того, мужчины по-другому выражают свои самые глубокие чувства.

Симптомы, предвещающие выкидыш

Если у вас появятся какие-либо из перечисленных ниже предвестников выкидыша, обращайтесь к врачу; ситуация может угрожать вашей жизни или жизни вашего ребенка.
Пятна на белье или кровотечения (хотя в самом начале беременности появление незначительных кровянистых выделений может быть нормальным, так же как и небольшие выделения в конце беременности, когда начинает раскрываться шейка матки).
Выделения в виде сгустков крови или кусочков ткани.
Спазматические боли в животе.
Температура выше 37°С.
Головокружения, обморочные состояния.
Отечность лица и глаз, особенно наступающая внезапно.
Ощущение жжения при мочеиспускании и неприятные ощущения после него.
Сильная головная боль в области лба или за глазами на поздней стадии беременности, которую не удается снять лекарствами.
Утечка жидкости через влагалище, что может означать разрыв плодных оболочек.
Исчезновение симптомов беременности.
Отсутствие движений плода в течение 8—10 часов, особенно если до этого плод был активным.

Вы можете рассердиться на своего мужа за то, что его чувства не совпадают с вашими. А муж, вполне возможно, испытывает беспомощность и фрустрацию, потому что не способен утешить вас. Вам хочется говорить — многим женщинам помогает, когда они «выговариваются», — а для него эти разговоры непереносимы. «Отчасти различие в поведении объясняется тем, что мужчины и женщины вообще по-разному выражают горе, — предполагает д-р Ласкер. — Мужчин и женщин по-разному воспитывают. Мужчинам говорят, что они должны быть сильными, заботиться о своих женах, и в результате они не дают горю захватить их целиком».

Чтобы оправиться от потери неродившегося ребенка, нужно время. По результатам одного из исследований, на это может потребоваться от шести месяцев до двух лет. Хотя и существуют способы, несколько облегчающие переживание потери, д-р Ласкер считает, что «единственным целителем горя является, наверное, лишь время». Однако она предлагает все же несколько советов. Придайте смысл вашей потере. Вам надо придать смысл тому, что представляется лишенным смысла. «Если удастся, узнайте причину потери ребенка», — рекомендует д-р Ласкер. Почти все пары, с которыми она беседовала, считали это очень важным.

Читать еще:  Если делают выкидыш по исламу

Советы тех, кто перенес это

Профессор социологии Джудит Ласкер и ее коллеги, опрашивая сотни мужчин и женщин, потерявших ребенка в результате выкидыша илимертво-рождения, попросили их дать советы тем, кому предстоит пройти через такое испытание. Вот что они сказали:

Не замыкайтесь в себе, ищите поддержку у родных и друзей.
Не теряйте уверенности в себе.
Смотрите в будущее.
Продолжайте жить полной жизнью.
Переживите это, и вы оправитесь.
Примите горе.
Подумайте о том, что вам нужно.
Со временем вам станет легче.
Каждый горюет по-своему.
Вы не одиноки.
Не вините себя.
Сделайте новую попытку.
Уповайте на Бога.
Получите хорошую медицинскую помощь, найдите понимающего вас врача.

«Для некоторых единственным способом придать какой-то смысл случившемуся является общение с окружающими, — считает д-р Ласкер. — Другим помогает религия. Верующие люди справляются с потерей лучше других». Выполните какой-нибудь ритуал. Если у вас был выкидыш, может принести пользу какое-то ритуальное действие, помогающее осознать утрату, например, можно посадить дерево в память о потерянном ребенке.

Примите помощь. Пережить потерю нелегко. Очень важно, чтобы вам помогли муж, семья и друзья. Но, так как горе, вызванное потерей неродившегося ребенка, мало понятно другим, вам, возможно, придется искать утешения в ином месте. Ваш религиозный наставник, психолог, работник социальной сферы, консультирующий врач могут оказать большую помощь.

Если аборт уже совершен, что делать?

Аборты – бич времени

Об опасных последствиях абортов официальная медицина часто умалчивает, а о том, что аборт является убийством, лишением жизни уже живущего в утробе матери младенца, вообще рассуждать не принято. Ну да, вещают священники. Но Церковь много чего говорит непонятного, например: молиться за врагов, прощать обиды, делиться с ближним, не воевать с соседом и не презирать его за то, что он другой национальности и изъясняется на другом языке… А также – не отдавать свою душу в объятия политической пропаганды, но слушать голос Бога и исполнять Его законы. В Церкви на первом месте стоит «возлюби», а далее – «не убий»…

Говорят, что у человека, пролившего невинную кровь, душа чернеет и начинает со временем болеть. Каковы же терзания молодой женской души, по ведению или неведению оборвавшей жизнь своему собственному ребенку?

Автору этих строк довелось общаться с одной мантийной монахиней, 20 лет с лишним проживающей в обители и ежедневно молящейся о своем далеком грехе молодости, который и подвиг ее оставить мир, двоих уже взрослых детей и принять иноческий постриг. Терзания души ее были столь велики, что боль от содеянного преследовала многие годы, так что она ежедневно совершала молитвенное правило за совершенный грех детоубийства во чреве и выполняет его по сей день…

Об этом мы беседуем с настоятелем Свято-Макариевской общины протоиереем Владиславом Софийчуком, в приходе которого, следуя давней традиции, берущей начало еще с довоенного времени прошлого века, ведется духовно-попечительская деятельность с женщинами, совершившими аборт, как правило, по неведению, а потом раскаявшимися в этом страшном грехе.

– Количество подобных трагедий, происходящих ежедневно в стране, сосчитать трудно, – говорит о. Владислав. – Известно, что на 100 новорожденных приходится 149 абортов. Т. е. рождаемость в Украине могла быть в два с лишним раза выше и численность населения не сокращалась бы так стремительно. Ежегодно количество наших сограждан уменьшается на 300 тысяч человек, что равнозначно населению такого областного центра, как Черновцы. Это в масштабах страны.

Представим себе семью, члены которой умертвили собственных детей: может ли в этом доме витать благодать Божия? А теперь представьте народ, который ежедневно убивает свое будущее поколение – может ли он быть счастливым и богатым.

В советское время аборт был официально разрешен и относился к категории добровольного «регулирования количества детей в семье». Бытовала даже некая «норма»: в семье должен быть один ребенок (особенно в городах и почему-то, как правило, у интеллигенции), реже – два, а еще реже – три. Рождение более четырех детей относились к разряду подвига с присвоением звания «матери-героини»… Новые беременности прерывались. А точнее – младенцы убивались…

И никто при этом не считал количество покалеченных женских душ, которые через определенное время начинали томиться от сознания содеянного. А если узнавали еще, что аборт – это тягчайший грех перед Богом и по тяжести является убийством человека, искали способ, как загладить его. И не находили…

Христолюбивый Батюшка

Об этом много размышлял и говорил в свое время один замечательный киевский священник Георгий Едлинский.

Справка: Георгий Михайлович Едлинский (1902–1988) – сын священномученика протоиерея Михаила Едлинского. Начальное образование получил в школе-приюте, которую построил и содержал на церковные деньги его отец при Борисоглебском храме. В 1919 г. Юрий окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1924 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Позже, в 1924–1927 гг., он учился также в Киевском государственном университете на литературно-лингвистическом факультете, но, как сын служителя Бога, был исключен. В 1941 г. Георгия Михайловича рукоположили в сан священника и назначили настоятелем Воскресенского храма г. Киева. С 1945 г. до конца жизни (+1988) – служил в Макариевской церкви г. Киева.

Жизни этого уникального пастыря нужно посвящать отдельные публикации. Скажем лишь, что после окончания войны в 1941–1945 гг. Макариевский храм, укрывшийся между рощами и ярами киевской древней Татарки, стал местом молитвы многочисленной интеллигенции, посещавшей его втайне от бдительного атеистического ока КГБ. В беседах с прихожанами о. Георгий, преподаватель Киевской духовной академии, образованнейший человек, молитвенник и духовник, часто поднимал тему абортов и стремился донести до прихожан понимание и осознание греха детоубийства. Мало того, он окормлял женщин, раскаявшихся в этом грехе, налагал на них епитимию, а на себя брал подвиг молитвы о них, прося у Бога прощение о содеянном и духовного укрепления покаявшимся. Конечно же, приснопамятным батюшкой Георгием двигали любовь Христова и огромное сострадание. Эти качества он унаследовал от своего отца, священномученика, расстрелянного в 1937 году. Михаил Едлинский известен был не только в Киеве, но и по всей России того времени, славился духовными дарами, опекал людей, страждущих недугом пьянства. Аборт в то время карался законом, и все же подпольно такие преступления совершались, и о. Михаил также вымаливал несчастных грешниц, если те приходили к нему с покаянием. Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский приезжавшим к нему с Украины паломникам говорил: «Что вы ко мне едете? У вас в Киеве есть великий молитвенник о. Михаил Едлинский…»

Макариевский храм был известен православному Киеву сталинско-хрущевского, а затем и брежневского периода. Когда о. Георгий был уже совсем слаб, его еще при жизни сменил новый настоятель о. Анатолий Затовский, также прослуживший здесь много лет уже после смерти о. Георгия и передавший ныне эстафету настоятельства о. Владиславу Софийчуку, который следует традиции отцов Едлинских.

Жизнь начинается во чреве

Мы продолжили беседу с о. Владиславом.

– Жизнь человека начинается с момента ее зачатия, – говорит священник. – Бог дает эту жизнь, и только Он имеет право ее забирать. Мать не имеет права распоряжаться зарождающимся в ее чреве ребенком, но посягает на эту жизнь. Ничем иным объяснить это невозможно, иначе как потемнением разума! Если бы женщина понимала, что творит, совершает настоящее убийство – она никогда бы на это не пошла.

Но если женщина осознает тяжесть этого страшного греха, приходит в Церковь, Господь принимает ее покаяние. Ситуации не исправишь, ребенка не вернешь, но покаяние может сгладить этот грех. Вот почему идут в наш храм женщины на исповедь. Как вы уже упомянули, не мы начали эту традицию. В Макариевский храм приезжали люди со всей России еще в 40-е годы, когда настоятелем церкви был Григорий Едлинский. Кроме того, что батюшка отпускал этот грех, он брал на себя труд индивидуальной сугубой молитвы за каждую женщину. При необходимости налагал епитимию. И сейчас приезжают автобусами из Белоруссии, едут и из дальнего зарубежья.

– А откуда пошли разговоры о том, что можно крестить умерших детей?

– Раньше, во времена дефицита, была традиция: женщины, приезжающие на исповедь в Макариевскую церковь, привозили с собой отрезы ткани и крестики. Из материи шили пеленки, наволочки, простынки и отдавали в детские дома, а крестики (тогда они были в особом дефиците) надевали крестившимся здесь младенцам. Возможно, женщины ассоциировали эти действия с крещением нерожденных детей. Наверное, отсюда и пошла эта молва.

– Как показывает практика, почему женщины совершают этот грех?

– Большей частью по неведению. Я даже записывал, что происходит с ними впоследствии, какие терзания они испытывают. Некоторые видят нерожденных детей во сне. Когда работаешь с этими женщинами постоянно, им открываются многие вещи. Начинается все с исповеди, после которой читается разрешительная молитва и молитва «Егда извергла отроча волею и неволею»… Даются наставления, а на 40 дней налагается епитимья. Но вот проходит определенный период покаяния, женщины 40 дней читают акафист «Не убий», их душа оживает.

Тема сложная и важная. Что толку клеймить эту женщину? Если человек раскаивается и приходит к нам, Церковь протягивает ему руку, в каком бы падшем состоянии он ни находился. Ведь первым в рай вошел разбойник. Но это не значит, что Макариевская церковь – какой-то эксклюзив. Нашу церковь отличает лишь то, что у священников есть богатый опыт, поскольку они сталкиваются постоянно с этой проблемой и могут больше помочь человеку.

– А мужчина должен нести епитимию?

– Конечно, и мужчина должен идти и каяться в этом грехе, нести ответственность за случившееся. Иногда он даже больше виноват. Бывают случаи, когда мужчина подталкивает женщину на этот шаг своим поведением, и ей кажется, что она не в состоянии тянуть и мужа, и детей, или просто оставляет ее в таком бедственном положении. Мы даем им читать 40 дней покаянный канон Иисусу.

– Много ли женщин приезжает в церковь с этим грехом?

– Практически на каждой службе есть такие страждущие. Я занимаюсь этим, как настоятель. Раз Господь поставил меня на это место, я должен нести это послушание.

Икона Божией Матери и противоабортный Всеукраинский Крестный ход

– Батюшка, расскажите об иконе Божией Матери «Скорбящей о младенцах, во чреве убиенных».

– Наш храм стала посещать некая Татьяна, которая в молодости сделала аборт и мучилась этим долгое время. Она постоянно причащалась у нас, участвовала во всех мероприятиях, связанных с этой проблемой и организуемых нашим приходом, чтобы загладить как-то свою вину. Как-то раз находясь за городом, думая об этом, на камушке вдруг увидела очертание иконы, как бы композицию ее. Пришла к нам посоветоваться, что делать. Я предложил найти ей художника-иконописца, и, если икона будет достойна, сможем получить благословение от Блаженнейшего Митрополита Владимира и поставим ее в нашем храме. Она нашла иконописца Георгия, который отказался от денег, потому что, когда его мама носила во чреве, хотела сделать аборт. Он сделал в цвете эскиз и икону в благодарность Господу и Божией Матери, которые удержали ее от этого шага.
И потом мы получили позитивную резолюцию от Блаженнейшего, его благословение на написание иконы…

– А Всеукраинский противоабортный Крестный ход.

– Буквально через неделю после благословения Блаженнейшего ко мне пришли православные родители, которые узнали, что мы занимаемся противоабортной деятельностью. За два года до нашей встречи они получили благословение старца Ионы и Белоцерковского Амфилохия на проведение Крестного хода по всей Украине, призывая к покаянию людей за совершенный грех аборта. Они показали мне икону не каноническую, на которой младенцы изображены с нимбами (это нарушение канона). Я им объяснил, что с этой иконой мы не можем выполнить это благословение, но у нас есть иконописец и эскиз иконы. Георгий написал эту икону, мы сделали в Лавре для нее киот, и уже на Маковея служили у нас молебен. А потом состоялся этот уникальный Крестный ход, участники которого в течение года прошли пешком от Луганской области через Киев до Закарпатья, потом машиной доехали до Чернобыля, через Крым. Об этом были публикации в православной прессе.

– Батюшка, скажите несколько слов о том, что еще делают Церковь и ваш приход в этом направлении?

Читать еще:  Замерший плод выкидыш

– Важно помочь женщине, которая сделала аборт, но еще важнее не допустить, предотвратить этот шаг. Мы создали движение «Спаси и сохрани». Одна из составляющих этого проекта – просветительская деятельность: раздаем бесплатно печатный материал, объясняющий пагубность греха аборта. Это брошюры, листовки, наклейки, журналы, которые распространяются по областям Украины. Например, в Чернигове по благословению Амвросия была проведена акция «Неделя без аборта». Городской транспорт был расклеен просветительскими листовками и плакатами. В течение недели в больницах врачи отказывались делать эту операцию (по медицинским показаниям). Владыка сам ходил по всем учебным заведениям со священниками, врачами.

Также проводим различные акции на государственном и общественном уровне. Например, распространяем с помощью волонтеров листовки у роддомов и женских консультаций. Совместно с представителями других конфессий разработали проект по предотвращению абортов и пытались в 2010 году провести его через Министерство здравоохранения. Была проделана огромная работа, разработана целая концепция, мы нашли верующих людей в министерстве…

Но на последнем этапе чиновники спустили все на тормоза. Наше законодательство утверждает, что жизнь начинается лишь в момент рождения, официальная медицина не готова признать, что эмбрион, зародыш – это уже начало человеческой жизни.

Но мы знаем, и об этом говорит Писание и учит Святая Церковь – жизнь человека начинается в момент зачатия. Жития святых рассказывают нам, как святые младенцы реагировали на молитву в утробе матери. Мы помним, как взыграл в утробе святой праведной Елисаветы младенец – будущий Иоанн Креститель Господний, когда к ней пришла Дева Мария. Именно взыграние младенца будущего Иоанна во чреве совпало с бессмертными словами Богородицы, Которая также несла в Себе зачатого от Духа Святого Спасителя мира, Господа Иисуса Христа: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем… И отныне ублажат Мя вси роды…»

Выкидыш. Угроза выкидыша. Как пережить «выкидыш»?

Девять месяцев беременности — незабываемое время ожидания рождения ребенка. Бесконечные житейские хлопоты и приготовления не могут затмить радостное чувство приближающегося материнства. От этого ощущения новой жизни, возникшей и растущей внутри женщины, меняется она сама и весь окружающий мир! И почти непереносимо думать о том, что не каждая беременность заканчивается рождением ребенка, что малыша можно потерять, еще не родив.

Психологическое состояние женщины, у которой случился выкидыш, невозможно описать в нескольких словах. Вы переживаете огромную потерю. И она тем тяжелее, что произошла неожиданно. К горю нельзя подготовиться заранее, особенно когда это потеря малыша. Вы раздавлены утратой и ощущаете непереносимую боль, мир разлетелся на тысячу осколков, все потеряло смысл, мечты рухнули. Остался только один вопрос: «За что?».

Не хочется ничего: ни есть, ни спать, ни говорить. Тяжелая печаль, чувство вины и отчаяние переполняют вас. Кажется, что вы сами уничтожены и прежняя жизнь никогда не вернется. Вы ощущаете такое одиночество, какого еще не бывало. Иногда вам кажется, что вы сходите с ума.

Восстановление после тяжелой потери — одна из труднейших задач. Вам предстоит создать себя и свое будущее заново. Этот путь очень труден и требует настойчивости и веры. Иногда вам кажется, что все усилия напрасны, но это не так.

Не прячьте своего горя

Сколько на свете людей, столько способов проявления горя. Однако есть несколько характерных этапов переживания утраты, через которые проходят все.

Первой реакцией бывает шок. Часы или даже дни после ужасного события вы можете находиться в оцепенении и практически не реагировать на окружающих, или, наоборот, биться в истерике. В любом случае позже вам будет трудно вспомнить, что с вами происходило тогда, кто был рядом и пр. Помните одно: ЛЮБАЯ ваша реакция естественна и нормальна. Хорошо, чтобы рядом был надежный человек, который может молча обнять вас, побыть рядом, позаботиться о вас. В этот период лучше ограничить свою общественную жизнь, не стоит принимать и важных решений с расчетом на будущее.

Когда заканчивается шок, постепенно приходит осознание утраты и вместе с ним — боль. Это самый тяжелый этап переживания горя. Наваливается депрессия, отчаяние, чувство опустошенности и вины. В этот период почти у всех отмечается бессонница, потеря аппетита, слабость, истощение сил, неспособность делать привычные дела. Трудно поверить, но это нормальная реакция на случившееся.

Когда приходит осознание утраты, психологи советуют говорить о своем горе. Говорите любому, кто готов слушать, не замыкайтесь в себе. Очень важно не стесняться при этом своих слез. Плачьте! Для того чтобы восстановиться и продолжать полноценную жизнь, вы должны дать излиться слезам. Ваши переживания — это дань любви не родившемуся малышу, оплакивание надежд и всего того, что было так дорого вам. Не надо стыдиться своих чувств! В горе не бывает благоразумия, поэтому последним делом будет смущаться по поводу того, что «слезы — признак слабости» и «я не должна плакать на людях». Слезы — знак исцеления, а не слабости!

Дайте возможность другим людям, не родственникам, поддержать вас. Пусть это будут друзья, коллеги, соседи, священник или кто-то другой. Многие не знают, что говорить в такой ситуации, но это не важно. Важно, что они рядом. Скажите это всем, кто окажет вам поддержку. Лучшую помощь в этот момент могут оказать те, кто сам в прошлом пережил потерю ребенка и справился со своим горем.

Время лечит

Самый частый вопрос, который вы себе задаете: «За что? Это наказание?» На этот вопрос есть только один ответ: «НЕТ». Вы ни в чем не виноваты. Плохое случается со всеми, и никто не застрахован от потерь. Даже самые лучшие и достойные из нас. Горе не выбирает. Оно приходит потому, что мы живем в несовершенном мире. Случилось то, что случилось, но потеря не умаляет жизнь.

Верьте, что у вашего горя есть конец. Вы справитесь и вернетесь к полноценной жизни. Но вы сами отвечаете за свое восстановление. Над своими переживаниями надо работать. Никто не сможет взять ваше горе на себя и вернуть вас к жизни заново, даже самые понимающие и заботливые люди. Утверждение «время лечит» не совсем полно. Лечат время и — обязательно — работа над собой.

В какой-то поворотный момент вопрос «За что?» сменится вопросом «Как жить дальше? Как преодолеть горе утраты?» Это значит, что вы принимаете новую жизнь. Обязательно надо помочь себе. С чего начинать?

Психолог Боб Дейте, много лет работавший с людьми, переживающими утрату, советует написать на листках бумаги в нескольких экземплярах следующие утверждения:

  • «Мое горе закончится».
  • «Я не всегда буду чувствовать себя так, как сейчас».
  • «Я все делаю хорошо».
  • «Я преодолею утрату, как это сделали другие».

Один листок прикрепите к холодильнику, другой — к зеркалу в ванной, третий — около кровати, еще один — положите к себе в сумочку или в кошелек. Каждый раз, натыкаясь взглядом на эти листочки, читайте слова вслух, пока не выучите их наизусть, тогда в моменты глубокой печали они сами зазвучат в вас.

Позаботьтесь о своем здоровье


  1. Подумайте, какое у вас было состояние здоровья перед тем, как случился выкидыш. Обязательно посетите необходимых специалистов, сдайте анализы и выполняйте все назначения врача.
  2. Следите за своим питанием. Возможно, еда не представляет для вас сейчас никакого интереса, но вам нужны силы. Разнообразие и качество еды — вот что необходимо. Установите регулярное время для приема пищи и для того, чтобы перекусить. Пейте побольше жидкости, чтобы избежать обезвоживания организма. Следите за своим весом (если заметили значительные изменения — обратитесь к врачу).
  3. Ни в коем случае не злоупотребляйте кофе и алкоголем! Лучше принимайте мультивитамины.
  4. Придерживайтесь обычного режима дня. Вечером ложитесь в постель в обычное время, даже если вам совсем не хочется спать. Избегайте больших регулярных доз снотворного.

Стоит поговорить об одном очень важном моменте, касающемся состояния вашего здоровья. Одной из основных причин потери ребенка являются различные «неполадки» (гормональные, обменные, анатомические и пр.) в организме женщины, мешающие ей выносить малыша. Поэтому вы должны обязательно узнать у своего врача, что именно послужило причиной выкидыша (речь, конечно, не идет о трагических случайностях: травмах, падениях, отравлениях и пр.). Если ваше состояние не позволяет вам касаться этой болезненной темы сейчас, то пусть медицинскими вопросами займется кто-нибудь из близких родственников или друзей, человек трезвомыслящий, которому вы доверяете. Не стоит откладывать выяснение причин случившегося.

Если вы сами нанесете этот визит врачу, то, во-первых, психологически подготовьтесь: успокойтесь, соберитесь. Все вопросы, которые вы хотите задать доктору, заранее запишите в блокнот и не стесняйтесь им пользоваться, потому что в стрессовой ситуации на память надеяться не стоит. Ответы врача также лучше сразу записывать. Как известно, тупой карандаш лучше острой памяти. Если во время беседы с доктором вам что-то непонятно, не стесняйтесь переспросить или уточнить, поскольку речь идет о самом важном. Это ваше право — знать, что с вами случилось, чтобы предотвратить повторение несчастья.

Наблюдайте за своим состоянием

Важным шагом психологического восстановления может стать ежедневное ведение журнала. Каждая запись должна включать такие сведения:

  1. Дата, время.
  2. Что важное сегодня произошло.
  3. С кем вы сегодня встретились.
  4. Какие перемены вы наблюдаете в себе.
  5. Ваши планы на завтрашний день. Записи лучше делать вечером, в конце дня.

В начале каждой недели на отдельном листке журнала ответьте на следующие вопросы:

  1. Что вам надо сделать на этой неделе?
  2. Что вам мешает это сделать?
  3. Чья помощь вам может понадобиться?
  4. Что бы вы хотели сделать в следующем месяце?
  5. Какие духовные ресурсы вам надо найти в себе, чтобы жить дальше?

Записывайте в журнале успехи в достижении каждой из намеченных целей. Невыполнимые на практике цели смените на реальные. Относитесь к себе терпимее (но не снисходительно!), не требуйте от себя слишком многого. Через месяц просмотрите начальные записи в вашем журнале. Вы увидите, что ваше состояние изменилось в лучшую сторону. Вас может даже удивить, насколько далеко вы продвинулись по пути психологического восстановления за это время.

Овладейте навыками расслабления

Для того чтобы научиться расслабляться и успокаиваться, освойте несколько простых, но эффективных дыхательных упражнений.

  1. Удобно лягте на пол на спину, под колени и поясницу можно положить свернутые валиком полотенца. Закройте глаза. Выдохните.
  2. Медленно считая до четырех, вдохните, сначала наполняя воздухом живот, потом — грудную клетку. Задержите на вдохе дыхание, сосчитайте до четырех.
  3. Медленно выдыхайте, считая до четырех. При этом сначала втяните живот, а потом опустите ребра, выдохнув воздух из легких. Прежде чем сделать следующий вдох, снова посчитайте до четырех.

Когда почувствуете в себе силы и желание, подумайте о смене гардероба, о небольшом ремонте дома. Может быть, вам захочется отправиться в поездку, чтобы побывать в тех местах, куда давно хотели попасть, но не получалось?

Новая беременность — это скорее всего совсем не то, о чем вы сейчас думаете. Тем не менее она будет. Будет ожидание, волнение, замирание сердца. Но все это будет происходить как-то по-другому, и, самое главное, вы будете уже совсем другая. Поэтому вам необходимо понять и внутренне психологически принять причины, по которым эта беременность закончилась выкидышем. Известно, что очень многие женщины в такой ситуации склоняются к реакции обвинения. Обвиняют или себя (неправильно питалась, много работала, нерегулярно лечилась), или других людей (невнимательных врачей, вечно занятого мужа, эгоистичную свекровь, начальника и др.). Пусть не сразу, но от такого взгляда на ситуацию необходимо отказаться. Это не просто, и даже может казаться совершенно невозможным. Но этот шаг должен быть сделан, и он является результатом большой осмысленной работы над собой.

Не думайте, что цель этих советов — помочь вам «забыть» утрату, «перескочить» через нее. То, что вы пережили, изменит вас и навсегда останется частью вашей жизни. Но надо помнить, что такое несчастье, если вы встретили его лицом к лицу, может оказаться созидательным. Вы многое потеряли, но и многое обрели. Вы стали сильнее и мудрее. Вы лучше понимаете других и смогли перенести свое внимание с бытовых мелочей на священную сторону жизни.

Почти все женщины, пережившие выкидыш, впоследствии становятся счастливыми мамами здоровых малышей, — и это совершенно бесспорный факт. Обязательно помните о том, что ваша жизнь продолжается, и она такая же полноценная, как и раньше.

Автор: Наталья Малюкова, психолог

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector