Выкидыш в старину

Беременность и роды в Средние века

Если нет специального уточнения, то по умолчанию предполагается, что речь идет о Средневековой Европе, с учетом того, что некоторые положения относятся ко всему доиндустриальному периоду (то есть до XVIII – XX веков).

• В среднем возраст наступления менархе (первое менструальное кровотечение) зависит от двух факторов: этнического и социального. Как правило, у народов, живущих в жарком климате, половая зрелость наступает на несколько лет раньше (8 — 12 лет), чем у тех, кто живет в холодном (12 – 14 лет). Второй фактор, социальный, влияет на питание девушки, чем оно лучше, тем раньше (точнее, вовремя) наступает менархе, в то время как недоедание и истощение могут спровоцировать задержку полового созревания. Отсюда теория, что при жестком социальном разделении в обществе девочки из богатых семей созревали на пару лет раньше, чем их ровесницы из простых. В любом случае, возраст начала месячных, помимо этих двух факторов, определяется еще и кучей индивидуальных и спокойно может колебаться от 8 до 14 лет.

• С момента начала менструаций девушка считалась формально зрелой для брака и половой жизни, но это не значит, что ее моментально выдавали замуж и заставляли рожать. Это зависело от политической и экономической целесообразности. В крестьянских семьях имело смысл отдавать дочь попозже (все-таки рабочие руки), но при этом стараться не передержать.

• У многих народов менструации считались чем-то «грязным» и «нечистым», женщин в этот период изолировали, ограничивали в каких-то занятиях (например, приготовление пищи и посещение церкви). Отчасти это делалось еще и для того, чтобы защитить женщину от насмешек и пренебрежения, так как средства гигиены того времени не всегда позволяли скрывать состояние женщины.

• Средства личной гигиены в период менструации долгое время не развивались из-за того, что не было особой нужды их развивать, в условиях доиндустриальных темпов воспроизведения населения, женщина большую часть своей взрослой жизни находилась в состоянии беременности или лактации, и могла встретиться с менструацией всего несколько раз за всю жизнь.

• Коротко о средствах личной гигиены по периодам:
— первобытность – кора деревьев, листья растений, шкуры животных, морские губки или же попросту ничего;
— Древний мир (Египет, Греция, Рим, Вавилон) – примитивные тампоны и прокладки из папируса, полотна, комков ваты или иной материи, как правило, многоразового использования;
— Азия (Япония, Китай, Индия) – одноразовые бумажные салфетки-прокладки, удерживаемые при помощи специального пояса из куска ткани, пропускаемого между ног;
— Средневековая Европа – нижняя часть сорочки (нательной рубашки) или нижней юбки, которая пропускалась между ног;
— Россия — «срамные порты» — специальные штаны, надевавшиеся под юбки и впитывающие все выделения.

Современные одноразовые средства личной гигиены вошли в повседневный обиход лишь во второй половине – конце ХХ века; в России вплоть до распада Советского Союза пользовались самодельными прокладками и тампонами, слепленными из ваты, /спичек и желудей/ марли и туалетной бумаги.

• При всей кажущейся очевидности закономерностей, механизм возникновения беременности был в древности непонятен. Большое значение придавалось влиянию высших сил, «Божьей воле» и так далее.

• У представительниц знатного рода овуляцию и предполагаемую беременность определяли специальные врачи, иногда по совместительству астрологи, путем подсчета дней и выявлению некоторых таинственных «признаков». Для этого женщине измеряли пульс и температуру, расспрашивали о самочувствии, осматривали молочные железы. К менструальному циклу как к самому первому и надежному признаку относились с недоверием. Зато популярностью пользовались всякие эксперименты с мочой, что самое интересное, современные ученые даже обнаружили в этом какой-то смысл.

• Зачастую распознать «ложную беременность» (которые случались довольно часто из-за жесткого социального давления) получалось только по отсутствию шевеления плода и родовой деятельности в положенное время.

• Удачное наступление беременности связывалось в первую очередь с ролью женщины – ее здоровьем и благочестием, плодовитостью женщин в ее роду. Если желанная беременность в семье не наступала, обвиняли в этом почти всегда женщину, так как считалось, что мужчина не может быть бесплодным при условии, что способен завершить половой акт. В то же время, если женщина, получившая развод по причине заявленной неспособности родить наследника, затем успешно рожала сыновей от другого мужчины (как это произошло, например, с Элионорой Аквитанской), ее первый муж становился предметом насмешек. Если в браке дети появлялись лишь спустя долгое время и в количестве одного – двух, это было поводом для слухов о предполагаемой измене.

Читать еще:  Вызвать выкидыш на поздних сроках

• На зачатие, причем непременно мальчика, пытались повлиять бессчетным количеством бесполезных суеверий и обычаев, среди которых: секс в строго определенной позе, расчет совместимости супругов по гороскопу или путем смешивания мочи, времени суток полового акта и т.д., не считая бесконечных молитв, заговоров и примет.

• Влияние позы чрезвычайно преувеличивалось. Например, в одном из рассказов Декамерона мужчина верит, что сам забеременел, так как позволил жене в постели быть сверху.

• Что касается женского оргазма или хотя бы женского удовольствия и их влияния на зачатие, то здесь встречались два противоположных взгляда. Жидкость, выделяемая женскими половыми органами во время секса, иногда тоже называлась «спермой» или «семенем». Соответственно, одна теория заключалась в том, что «женская сперма» портит мужскую, то есть ее выделение во время совокупления нежелательно. Другая теория, наоборот, заключалась в том, что для зачатия необходимо удовольствие обоих партнеров, то есть соединение жидкостей. К слову, эта теория отвергала возможность наступления беременности в результате изнасилования, ведь если было удовольствие, значит, было и согласие.

• Поскольку главным и единственным признанным христианской церковью назначением секса было именно продолжение рода, как правило после обнаружения беременности сексуальная жизнь между супругами прекращалась до родов и последующего восстановления менструального цикла.

• Именно стремлением ускорить восстановление репродуктивных функций после родов и, следовательно, ускорить следующую беременность, объясняется отказ от грудного вскармливания ребенка и передача его кормилице – лактация замедляет восстановление цикла.

• Никаких способов поддержания и сохранения беременности не знали, поэтому часто случались выкидыши, спровоцированные плохим питанием, тяжелым физическим трудом, стрессом, соблюдением поста (в исламе необязателен; в христианстве допускаются только послабления), ездой верхом или тряской в телеге. Рассчитывать на отдых женщина могла лишь при явном недомогании на позднем сроке.

• Выкидыши и мертворождения случались часто и на очень поздних сроках.

• Неправильно проходящая беременность (например, внематочная) равнялась смертному приговору для матери практически в 100% случаев.

• Контрацепция – была! Только вся неэффективная и в основном предназначенная для защиты от сифилиса, которого в Европе очень боялись, нежели от нежелательной беременности. Самый древний, он же самый простой способ, изобретенный еще ветхозаветным Онаном – метод прерванного полового акта. Впрочем, церкви одинаково не нравились все ухищрения на этот счет.

• Смертность, смертность и еще раз смертность – это не преувеличение, это факт. Огромная, просто чудовищная женская и младенческая смертность в результате родов. Можно разделить на две категории:

— смерть непосредственно в родах, при неудачном их течении, гибели плода внутри и последующей интоксикации тела матери (так, например, умерла первая жена императора Павла I) либо неудачных попытках извлечь плод, приводящих к смерти матери;

— смерть в результате «родильной горячки» или «огневицы», представляющей собой обширное заражение крови, возникающее в результате разрывов половых органов во время родов и банального попадания туда грязи.

В любом случае смерть женщины была долгой (несколько суток) и мучительной, медицина не могла обеспечить практически никакой помощи или хотя бы облегчения боли. Факторы, способствовавшие высокой смертности:

— непонимание, просто неспособность понять природы возникновения заражений и инфекций, отсутствие понятия о стерильности вплоть до второй половины XIX века;

— отсутствие хоть сколько-нибудь эффективных средств борьбы с заражением крови и/или перитонитом (нет, это не лечится травками, и даже утоплением в антибиотиках не всегда лечится);

— кесарево сечение, несмотря на глубокую древность, до XIX века приводило к смерти женщины практически в 100% случаев, веками было под запретом и обычно производилось на уже мертвой женщине, ради небольшого шанса спасения ребенка;

— изобретение других акушерских средств, таких, как например, щипцы, относится уже к XVIII веку.

• Бытует мнение, что самыми опасными являются первые роды, так как именно при них особо часто происходят разрывы. По моим подсчетам, на первые роды приходится четверть случаев смерти в родах. В качестве репрезентативной выборки были взяты 50 женщин (преимущественно европейских принцесс живших не позднее XIX века, возрастом от 14 до 40 лет, рожавшие от одного до 14 раз). И вот что получилось:

— в 26% к смерти приводили первые роды;
— в 20% вторые роды;
— в 14% третьи роды;
— в оставшихся 40% четвертые и последующие роды (включая восьмые, девятые и так далее).

Хорошее понимание природы женской смертности и опыта борьбы с ней может дать книга Поля де Крюи «Борьба со смертью» (о реалиях XIX – XX веков).

• Помогали при родах повитухи и другие женщины, уже рожавшие, например, подруги или родственницы роженицы. Только в знатных и богатых семьях при родах присутствовал врач. Где-то неподалеку всегда держали священника на случай, если что-то пойдет не так. И все, разумеется, молились. У одной королевы был такой большой стаж мертворождений, что священник умудрился окрестить очередного ее ребенка за 2 минуты после появления на свет, ровно уложившись в то время, которое младенец прожил.

Читать еще:  Антибиотики которые могут вызвать выкидыш

• Довольно частый мотив в фольклоре многих народов – осложненные роды и чудесное спасение ребенка какой-то потусторонней силой. У германских народов встречается и обратный мотив – сложности возникают у мифических существ (фейри, эльфы, подземный народ) и они приходят за помощью к женщине-повитухе.

• Не беря случаи родов в поле, хлеву или под кустом, что тоже не было редкостью, обычно для родов заранее отводилось специальное помещение, по возможности чистое (хотя понятие чистоты в то время было весьма условным) – либо отдельная комната, либо, если это изба, то огороженный простыней угол комнаты.

• Рожали обычно лежа или сидя, причем совсем не обязательно в специальном кресле, иногда роженицу просто поддерживали в нужном положении другие женщины. Могли посоветовать встать и походить, попробовать тужиться стоя, опершись обо что-то. Если роды были очередные, роженица сама решала, как ей удобнее.

• Учитывая, что процесс был долгим и мучительным, в родильном помещении зачастую кроме благочестивых молитв о благополучном исходе, случалось, проскальзывал и крепкий матерок.

• Зачастую после родов ни мать, ни ребенка не обмывали, а просто вытирали насухо, удаляя кровь и слизь, после чего тело ребенка растирали маслом и сразу туго запеленывали.

• Наконец, если ребенок оказывался мальчиком, начинались песни и пляски с бубнами, если девочка – радости было поменьше.

• Аборты были известны во всех человеческих культурах во все времена. Не исключено, что это вообще одно из первых вмешательств в организм, которое освоили люди. Но отношение к абортам в разных культурах и на разных этапах развития человечества различалось от вполне нейтрального (хотя даже в обществах, где аборты были легитимизированы, находились резкие противники, что указывает на то, что этот аспект всегда был этически неоднозначным) до резко негативного.

— В языческие времена к абортам относились довольно снисходительно, хотя массив письменных источников доносит до нас плюрализм мнений – с одной стороны, это была совершенно обычная практика для контроля рождаемости, с другой – прибегали к ней преимущественно женщины богатые и не из благородных побуждений (сокрытие измены, забота о сохранении фигуры), что вызывало осуждение. Ссылаясь на философов, одобрительно высказывавшихся об абортах (Платон и Аристотель), необходимо учитывать их взгляды в комплексе, как часть общей евгенистической политики (аборты + детоубийства).

— Даже в языческих культурах абортированного ребенка редко ждет что-то хорошее: например, в славянской мифологии убитые так или иначе дети превращались в злобную нежить или зловредных духов.

— С пришествием христианства отношение общества к абортам резко изменилось – аборты были повсеместно запрещены и сурово карались вплоть до смертной казни (правда такое наказание не было массово применяемой практикой из-за абсолютной неискоренимости проблемы). В христианской этике аборт – страшнейший грех, хуже обычного убийства, так как обрекает душу нерожденного ребенка на пребывание в Аду до Второго пришествия (потом их участь все-таки смягчится). В случае если аборт производился в браке с согласия мужа – грех ложился и на него тоже, иногда даже в большей степени на него.

— Отношение к аборту и детоубийству (правильно рассматривать эти два явления в комплексе применительно к древности) всегда очень зависело от его причин в каждом конкретном случае – резко негативно в случае прелюбодеяния (а именно от незаконных детей избавлялись в первую очередь) и более спокойно в случае крайней бедности семьи и других объективных причин.

— В отличие от христианства, где с абортами было все четко и однозначно, в исламе эта проблема всегда была дискуссионна. Принципиальным является срок беременности, поскольку в исламе душа вселяется в тело на 120-й день после зачатия. Хотя встречаются и запреты на аборты после 40 дня, без уважительных на то причин, а также полные запреты на прерывание беременности на любом сроке. И, опять же, все упирается в вопрос о том, от кого беременность и дал ли муж свое согласие на ее прерывание.

• Применительно к древности было бы неверным разделять аборты и детоубийства, как они жестко разделены в современной правовой системе, а тогда это, по сути, были две разновидности одного явления – избавления от нежелательных детей, причем второе было зачастую даже более распространено, чем первое. В случае, когда ребенок был по каким-то причинам нежелателен, проще всего (и наиболее приемлемо социально) было окрестить его и просто перестать кормить. (Вспомните устойчивое советское (!) выражение «умирать на подоконнике» – это, если что, о недоношенных детях).

Читать еще:  Избежать выкидыша ранних сроках

Как «предохранялись» от нежелательной беременности на Руси

В наше время предохранение от нежелательной беременности – не проблема. В аптеках представлен широкий ассортимент противозачаточных средств. А как с этим обстояло дело у наших предков? Давайте разберемся.

Как относились к контрацепции в прошлом?

Поскольку церковь осуждала нежелание иметь детей, средства контрацепции особо не рекламировались. В крестьянских семьях было принято рожать сколько Бог даст. Тем более что столетия назад была высокая детская смертность, и из 10-15 детей, которых рожала женщина за свою жизнь, больше половины могли не выжить.

Однако не все и не всегда полагались на волю Божью. Чаще всего вопросами предохранения озадачивались женщины, особенно в тех случаях, когда они вступали во внебрачную связь или семья бедствовала, не хотелось кормить лишний рот… К каким же способам они прибегали?

Вытравление плода

Аборты как таковые на Руси не практиковались или были большой редкостью. Если женщина хотела избавиться от плода, то она обычно шла к знахарке и та давала ей специальные настои, которые вызывали выкидыш. Иногда настои пили и в профилактических целях – после незащищенного полового акта и до самых месячных, чтобы не наступила беременность. Состав отваров был разный – часто в них входили крапива, можжевельник, молочай, лопух, горох, настой ивовой коры… Некоторые в течение четырех дней после соития жевали петрушку. Надо ли говорить, насколько ненадежными и даже абсурдными были эти методы?

Даже в наше время при подозрении на беременность некоторые все еще советуют женщинам попарить ноги с горчицей. В парную отправлялись часто после соития, а также при задержке месячных. Правда, эффективным такой метод, как и многие другие, не был.

Кислые продукты

Наши предки считали, что кислота во влагалище предотвращает беременность. Так некоторые вводили после соития во влагалище мочу или уксус. Знать пользовалась для этих целей дольками лимона: эти фрукты стали доставлять в Россию во времена Петра I. Существовал и такой рецепт: смешивали лошадиный навоз, мед и особые травы, наносили на тряпочку и вводили внутрь. Правда, «окислительный» способ все же не пользовался на Руси особой популярностью – он был не только неудобным и неэффективным, но и попросту опасным.

А порой женщинам даже советовали есть пчел, чтобы пчелиная кислота препятствовала беременности. Но понятно, что толку от этого тоже не было.

Презервативы

Как ни странно, на Руси тоже пользовались презервативами или их прообразами. Делали их из бычьего пузыря или тонких кишок молодых животных, чаще всего овец. Но такой способ предохранения был редок, так как эти средства слишком сложны в изготовлении.

В XIX веке женщины, не желавшие больше иметь детей, вводили себе в матку обручальное кольцо. Делали они это в течение первых двух часов после рождения ребенка, пока шейка матки не начала сокращаться.

Предполагалось, что кольцо должно было действовать как современная спираль. К тому же считалось, что если оно было из драгоценного металла, то обладало бактерицидным действием. Женщина носила его потом в матке много лет, и бывало так, что кольца врастали в ткань. После революции на прием к гинекологам не раз приходили 80-90-летние старухи с жалобами на кровянистые выделения. При выскабливании из матки вытаскивали обручальные кольца, которые находились там по 30-40 лет.

Прерванный половой акт

Этот метод практиковали довольно часто: наши предки считали, что это предотвращает попадание мужского семени в женский организм, и, соответственно, забеременеть женщина не может. Однако сейчас известно: этот способ – один из самых ненадежных, и не только потому что вероятность «не успеть» при этом крайне высока.

Кормление грудью

Даже и сейчас многие женщины стараются подольше кормить ребенка грудью, так как верят, будто это помогает не забеременеть. Считается, что пока мать кормит грудью, в ее организме не созревают яйцеклетки. Но, конечно, данный метод не работал, и довольно часто у таких родителей на свет появлялись дети-погодки.

Словом, способов было много — проблема лишь в том, что ни один из них не работал в реальности. Люди не знали, как работает репродуктивная система человека, а оттого совершали страшные ошибки, пытаясь «предохраниться» от нежелательной беременности. И хорошо если эти ошибки просто вели к появлению ребенка, а не калечили женщин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector